No Image

Являются ли бюджетные организации плательщиками ндс

0 просмотров
10 марта 2020

Споры о том, являются ли бюджетные учреждения плательщиками НДС, не прекращаются. Чаша правосудия склоняется то в сторону налогоплательщиков, то в сторону фискальных органов. Как складываются отношения бюджетных учреждений и налоговиков в части уплаты НДС в настоящее время?

В статье 143 НК РФ к плательщикам НДС отнесены организации, индивидуальные предприниматели и лица, перемещающие товары через таможенную границу. При этом никакого исключения для отдельных категорий юридических лиц названная статья не содержит.

Статья 11 НК РФ для целей налогового законодательства к организациям причисляет прежде всего российских юридических лиц.

Согласно ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение является юридическим лицом, созданным РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Однозначна в этом вопросе только позиция контролирующих органов: бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог в бюджет в порядке, определенном главой 21 НК РФ. В письме от 25.12.2007 N 03-07-11/643 Минфин России указал, что ст. 143 НК РФ не предусмотрено исключений из числа налогоплательщиков для бюджетных учреждений.

В судах единства мнений по данному вопросу нет, а есть два разных подхода.

Первый подход идет вразрез с позицией финансистов: бюджетные учреждения не должны уплачивать НДС при реализации товаров (работ, услуг) на платной основе.

Причем приверженцы этого подхода высказывают два мнения с абсолютно разной аргументацией.

Первое мнение. В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическое лицо, созданное в форме учреждения, признается некоммерческой организацией, которая может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям.

То есть извлечение прибыли не считается основной целью создания бюджетного учреждения.

Бюджетным законодательством определено, что в бюджетных учреждениях платные формы деятельности не рассматриваются в качестве предпринимательской деятельности, если доход от них реинвестируется в уставную деятельность учреждения.

В этом случае они не являются плательщиками налога на прибыль и НДС (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.01.2006 N Ф04-9272/2005(18260-А45-37), от 03.08.2005 N Ф04-4930/2005(13548-А45-6) и от 06.04.2005 N Ф04-831/2005(8952-А45-35)).

Второе мнение. Заключая возмездные сделки, бюджетные учреждения действуют от имени собственника (РФ, субъектов РФ или муниципальных образований).

Налоговый кодекс РФ не относит собственников бюджетных учреждений к субъектам налогообложения.

Из этого следует, что бюджетные учреждения, выполняя функции от имени собственников, не должны уплачивать НДС (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.03.2006 N Ф04-970/2006(20464-А45-9) по делу N А45-6178/05-7/114, от 17.01.2006 N Ф04-9632/2005(18680-А27-9); Поволжского округа от 08.12.2005 N А12-3428/05-С40; Северо-Кавказского округа от 10.11.2005 N Ф08-5363/2005; Уральского округа от 12.10.2005, 11.10.2005 N Ф09-3840/05-С2).

Как видим, приведенные примеры судебных решений датированы 2005-2006 гг.

Второй подход в судебной практике полностью совпадает с позицией контролирующих органов.

Бюджетное учреждение признается юридическим лицом. Статья 143 НК РФ для него исключений не предусмотрела.

По мнению ряда окружных судов и ВАС РФ, если бюджетное учреждение, которое не освобождено согласно ст. 149 НК РФ от уплаты НДС, реализует товары (работы, услуги) на возмездной основе и получает доходы, оно должно уплачивать налог в бюджет.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2008 по делу N А42-2619/2006, а также в Определении ВАС РФ от 18.12.2008 N ВАС-15876/08.

Подчеркнем, что это последнее по времени решение Высшего Арбитражного Суда РФ по конкретному спору в рамках рассматриваемой проблемы.

Кроме того, по мнению судов, придерживающихся данного подхода, уплата бюджетными учреждениями НДС не противоречит и Бюджетному кодексу РФ.

В соответствии со ст. 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджетного учреждения относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, от иной деятельности, приносящей доход, после уплаты всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.02.2006 N А33-15909/05-Ф02-379/06-С1).

С появлением Определения ВАС РФ от 18.12.2008 споры подобного рода перестали поступать в суды.

Из этого можно сделать вывод, что позиция финансистов и судей совпала: бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость.

"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 6, июнь 2010 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"

Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.

Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.

На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.

Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:

— Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.

— Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.

— Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.

— Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).

А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.

Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"

Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"

Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003

Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16

Споры о том, являются ли бюджетные учреждения плательщиками НДС, не прекращаются. Чаша правосудия склоняется то в сторону налогоплательщиков, то в сторону фискальных органов. Как складываются отношения бюджетных учреждений и налоговиков в части уплаты НДС в настоящее время?

В статье 143 НК РФ к плательщикам НДС отнесены организации, индивидуальные предприниматели и лица, перемещающие товары через таможенную границу. При этом никакого исключения для отдельных категорий юридических лиц названная статья не содержит.

Статья 11 НК РФ для целей налогового законодательства к организациям причисляет прежде всего российских юридических лиц.

Согласно ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение является юридическим лицом, созданным РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Однозначна в этом вопросе только позиция контролирующих органов: бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог в бюджет в порядке, определенном главой 21 НК РФ. В письме от 25.12.2007 № 03-07-11/643 Минфин России указал, что ст. 143 НК РФ не предусмотрено исключений из числа налогоплательщиков для бюджетных учреждений.

Единства мнений по данному вопросу в судах нет.

Первый подход идет вразрез с позицией финансистов: бюджетные учреждения не должны уплачивать НДС при реализации товаров (работ, услуг) на платной основе. Причем у приверженцев этого подхода два мнения с абсолютно разной аргументацией.

Читайте также:  Как заставить возместить моральный ущерб колледж

Первое мнение. В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, созданное в форме учреждения, признается некоммерческой организацией, которая может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям. То есть извлечение прибыли не считается основной целью создания бюджетного учреждения.

Бюджетным законодательством определено, что в бюджетных учреждениях платные формы деятельности не рассматриваются в качестве предпринимательской, если доход от них реинвестируется в уставную деятельность учреждения. В этом случае они не являются плательщиками налога на прибыль и НДС (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.01.2006 № Ф04-9272/2005 (18260-А45-37), от 03.08.2005 № Ф04-4930/2005(13548-А45-6) и от 06.04.2005 № Ф04-831/ 2005(8952-А45-35)).

Второе мнение. Заключая возмездные сделки, бюджетные учреждения действуют от имени собственника (РФ, субъектов РФ или муниципальных образований). НК РФ не относит собственников бюджетных учреждений к субъектам налогообложения. Из этого следует, что бюджетные учреждения, выполняя функции от имени собственников, не должны уплачивать НДС (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.03.2006 № Ф04-970/2006(20464-А45-9) по делу № А45-6178/05-7/114, от 17.01.2006 № Ф04-9632/2005-(18680-А27-9), ФАС Поволжского округа от 08.12.2005 № А12- 3428/05-С40, ФАС Северо-Кавказского округа от 10.11.2005 № Ф08-5363/2005, ФАС Уральского округа от 12.10.2005, 11.10.2005 № Ф09-3840/05-С2).

Как видим, приведенные примеры судебных решений датированы 2005–2006 гг.

Второй подход в судебной практике полностью совпадает с позицией контролирующих органов. Бюджетное учреждение признается юридическим лицом. Статья 143 НК РФ для него исключений не преду­смотрела. По мнению ряда окружных судов и ВАС РФ, если бюджетное учреждение, которое не освобождено согласно ст. 149 НК РФ от уплаты НДС, реализует товары (работы, услуги) на возмездной основе и получает доходы, оно должно уплачивать налог в бюджет. Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2008 по делу № А42-2619/2006, а также в Определении ВАС РФ от 18.12.2008 № ВАС-15876/08. Подчеркнем, что это последнее решение Высшего Арбитражного Суда РФ по конкретному спору в рамках рассматриваемой проблемы.

Кроме того, по мнению судов, придерживающихся данного подхода, уплата бюджетными учреждениями НДС не противоречит и Бюджетному кодексу РФ. В соответствии со ст. 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджетного учреждения относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, от иной деятельности, приносящей доход, после уплаты всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.02.2006 № А33-15909/05-Ф02-379/06-С1).

С появлением Определения ВАС РФ от 18.12.2008 споры подобного рода перестали поступать в суды. Из этого можно сделать вывод, что позиция финансистов и судей совпала: бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость.

Дата размещения статьи: 10.06.2015

Государственные (муниципальные) учреждения занимают особую нишу в списке хозяйствующих субъектов, имеющих дело с исчислением налогов. Попросту говоря, обязательства у них перед бюджетом меньше, в силу того что они финансируются из бюджетных источников. Но говорить о том, что казенные, бюджетные, автономные учреждения не имеют отношения к исчислению налогов, неверно. Из статьи читатель узнает, как же учреждения администрируются при расчетах с бюджетом по НДС.

А является ли учреждение плательщиком НДС?

Напомним, что плательщиками НДС признаются (п. 1 ст. 143 НК РФ):
— организации и индивидуальные предприниматели;
— лица, признаваемые плательщиками НДС (в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Как видим, в этом списке не поименованы государственные (муниципальные) учреждения, но это не означает, что они не признаются плательщиками данного налога.
Есть специальная ст. 11 НК РФ, где разъяснены основные понятия и термины, используемые в налоговом законодательстве. В частности, под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, их филиалы и представительства (иностранные организации).
Юридическими лицами могут быть как организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческими организациями) (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Последние могут создаваться в различных организационно-правовых формах, в том числе в виде учреждений, к которым относятся государственные, муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения (пп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные учреждения (п. 2 ст. 9.1 Закона о некоммерческих организациях ).
———————————
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

К сведению. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК РФ).

Таким образом, государственные и муниципальные учреждения, к которым относятся казенные, бюджетные и автономные учреждения, признаются плательщиками НДС. Исключением являются только автономные учреждения, применяющие УСНО и не признаваемые плательщиками налога, кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Казенные и бюджетные учреждения применять специальный налоговый режим — УСНО не вправе (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), также проблематично для них выполнить условия для применения других спецрежимов, например "вмененки", позволяющих освободиться от статуса плательщика НДС (пп. 4 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому в дальнейшем все сказанное будет касаться учреждений, являющихся плательщиками НДС.
И еще, в ст. 143 НК РФ не поименованы в качестве плательщиков НДС публично-правовые образования. Они исполняют публичные функции в интересах исполнительных органов власти и не признаются плательщиками НДС (Определение ВАС РФ от 19.03.2014 N ВАС-1255/14 по делу N А71-15069/2012). Вместе с тем государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица (государственные или муниципальные учреждения), могут являться плательщиками НДС по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

Что не является объектом налогообложения?

Ответ на этот вопрос для всех налогоплательщиков дан в ст. 146 НК РФ. Автор хотел бы уточнить ее нормы для государственных (муниципальных) учреждений. Для них как некоммерческих организаций основные операции не подпадают под объект налогообложения. А именно, выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо ФНС России от 22.05.2014 N ГД-4-3/9950 ).
———————————
Данный документ размещен на официальном сайте ФНС (www.nalog.ru) в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами".

Читайте также:  Как сэкономить на жкх пошаговая инструкция

К сведению. Государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (ст. 6 БК РФ).

Выполнение бюджетными и автономными учреждениями работ, не включенных в государственное (муниципальное) задание, вышеуказанной нормой не предусмотрено. В связи с этим данные работы подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке независимо от источника их финансирования (Письмо Минфина России от 18.03.2014 N 03-07-15/11691 ). Что касается казенных учреждений, для них задание учредителя является добровольным документом (может выдаваться, а может — нет). Поэтому чиновники освобождают такие учреждения от обложения НДС независимо от наличия этого задания.
———————————
Письмом ФНС России от 07.05.2014 N ГД-4-3/8816@ доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков.

В частности, оказываемые казенным учреждением услуги, в том числе по разработке, согласованию конкурсной документации (документации об аукционе), подготовке, организации и проведению торгов, не являются объектом обложения НДС (Письмо Минфина России от 28.10.2013 N 03-03-06/4/45534). Если услуги оказываются на платной основе (казенное учреждение вправе заниматься приносящей доходы деятельностью, если это предусмотрено в учредительных документах — п. 3 ст. 161 БК РФ), то они также не являются объектом обложения (Письмо Минфина России от 19.08.2013 N 03-03-05/33760).
В целом с учетом статуса и цели создания государственных (муниципальных) учреждений названные операции имеют наибольший вес в их деятельности, а значит, указанные плательщики НДС с 2012 г. признаются таковыми во многом формально. Раньше пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, введенный Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ, отсутствовал среди норм Кодекса, в связи с чем учреждения признавались плательщиками НДС по всем операциям (см. например, Постановление ФАС СЗО от 26.02.2014 по делу N А13-463/2013), за исключением освобожденных от обложения налогом (ст. 149 НК РФ). Поэтому, осуществляя деятельность, связанную с выполнением работ (оказанием услуг), в рамках которой возникает объект обложения НДС, бухгалтер мог поставить к вычету НДС. Сейчас это возможно только при реализации товаров, так как пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ исключает из объекта налогообложения только выполнение работ и оказание услуг, о чем сказано в Письме Минфина России от 27.03.2015 N 03-03-05/16992.
Обратим внимание еще на одно исключение из перечня объектов налогообложения. Это выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ). Указанная норма применяется только в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) государственными (муниципальными) органами, и не распространяется на реализацию товаров (в частности, недвижимого имущества), осуществляемую этими органами.
Если имущество принадлежит государственным (муниципальным) органам, имеющим статус юридического лица, на праве оперативного управления, то при его реализации именно они исчисляют налог в бюджет. Если же по условиям контракта производилась передача недвижимого имущества из государственной казны РФ, то исчислить и уплатить в бюджет НДС, а также составить счет-фактуру должен налоговый агент — покупатель имущества (Письмо ФНС России от 15.04.2014 N СА-4-7/7201, Письмо Минфина России от 23.03.2015 N 03-07-11/15780).
Правда, и здесь есть исключение: если покупателем является физическое лицо, то платить НДС все же придется публично-правовому образованию, в частности комитету по управлению муниципальным имуществом или управлению имущественных отношений (Постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 N 17383/13 по делу N А12-23300/2012, ФАС ДВО от 11.03.2014 N Ф03-572/2014 по делу N А51-20952/2013 и др.).

Обратите внимание! Реализация не закрепленного за муниципальными учреждениями имущества, составляющего казну муниципального образования, является объектом обложения НДС вне зависимости от категории покупателей названного имущества (Постановление ФАС УО от 23.04.2014 N Ф09-1739/14 по делу N А50-12344/2013).

Некое отождествление органов власти и государственных (муниципальных) учреждений есть и в пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ. Согласно его положениям не признается объектом обложения передача им на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств. Например, образовательная организация на безвозмездной основе выделила помещение медицинскому учреждению для оказания первой медико-санитарной помощи обучающимся. В таком случае специальная норма пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ имеет приоритет перед пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ и операция не является объектом обложения НДС (Письмо Минфина России от 26.11.2014 N 03-07-15/60091).
Также не являются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ. Из них следует выделить передачу имущества, если такая передача носит инвестиционный характер. В частности, если учреждение решило построить объект, а затем, не дожидаясь окончания строительства, передало имущественные права на часть объекта строительства, такая операция признается инвестиционной и не подпадает под объект обложения налогом (Постановление ФАС МО от 10.06.2014 по делу N А41-11221/13).

Какие операции облагаемые, а какие — необлагаемые?

Оказывается, для государственных (муниципальных) учреждений этот вопрос один из самых важных в силу того, что множество операций по основным видам их деятельности являются освобождаемыми от обложения НДС на основании ст. 149 НК РФ. В частности, следует выделить:
— реализацию медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг (пп. 2 п. 2);
— оказание услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты (пп. 3 п. 2);
— услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2);
— реализацию продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях (пп. 5 п. 2);
— услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных или дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса (пп. 14 п. 2);
— оказание услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании (пп. 14.1 п. 2);
— услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства (пп. 20 п. 2);
— передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также передачу имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности (пп. 12 п. 3);
— реализацию услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей (пп. 18 п. 3).
Как видим, список достаточно обширный и практически вся "социалка", являющаяся предметом деятельности госучреждений, отнесена к необлагаемым операциям. То есть фактически законодатель продублировал и детализировал перечень операций государственных (муниципальных) учреждений, которые не являются объектом обложения НДС. Отчасти это так, но лишь отчасти, потому что перечисленные услуги вправе оказывать не только организации государственного и муниципального сектора, но и другие некоммерческие и коммерческие организации и начисление ими налога ставило бы их в неравное положение с государственными (муниципальными) учреждениями.
Между тем налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности (п. 2 ст. 3 НК РФ). То есть не допускается дискриминация налогоплательщиков, поэтому законодатель и "подстраховался", предоставив налоговые преференции по НДС при оказании социальных услуг как некоммерческим, так и коммерческим организациям.
На этом фоне более уместен другой вопрос: какие же операции у учреждений облагаются НДС?
В первую очередь такие операции должны являться объектом налогообложения и не быть связанными с выполнением государственного (муниципального) задания.
Приведем несколько примеров, подтвержденных арбитражной практикой. Под обложение НДС учреждения подпадают при осуществлении, в частности:
— освобожденных от НДС операций при отсутствии необходимой и действующей лицензии на осуществление подобных операций (Постановление АС ЗСО от 15.09.2014 по делу N А27-18046/2013);
— операций по реализации продукции, выращенной в подсобном хозяйстве, а также с продажи покупных товаров через магазин (Постановление ФАС ПО от 06.06.2014 по делу N А65-19000/2013);
— операций по оказанию ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, финансируемых не из бюджета, а из собственных источников (платное оказание услуг) (Постановление АС ВСО от 13.11.2014 по делу N А69-1151/2013 );
— реализации услуг по предоставлению помещений для проживания обучающимся в учреждении (Постановление ФАС ДВО от 05.03.2014 N Ф03-362/2014 по делу N А51-16517/2013);
— реализации списанных объектов ОС (автомобилей) (Постановление АС ВСО по делу N А69-1151/2013);
— организации технического обеспечения проведения лицензионной и аккредитационной экспертиз образовательной деятельности подведомственных учреждений, тестирования аттестации педагогических кадров на платной основе (Постановление ФАС ПО от 07.05.2014 по делу N А06-3761/2013 ).
———————————
Оставлено в силе Определением ВС РФ от 13.03.2015 N 302-КГ15-846.
Оставлено в силе Определением ВС РФ от 13.08.2014 N 306-ЭС14-286.

Читайте также:  Воспитатель в садике кричит на детей

К названному перечню можно добавить оказание консультационных и рекламных услуг спонсорам, которые относятся к коммерческому направлению деятельности, выполняемому вне рамок государственного (муниципального) задания.

Что нужно знать о документообороте?

Начиная с 2014 г. налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж только при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС (п. 3 ст. 169 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ). Поскольку операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными, бюджетными, автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания не признаются объектом обложения НДС, счета-фактуры при осуществлении этих операций перечисленными учреждениями не составляются. Данный вывод отчасти подтверждается Письмом Минфина России от 03.07.2014 N 03-07-РЗ/32152, в котором рекомендации даны для казенных учреждений. Но автор исходя из системного толкования п. 3 ст. 169 НК РФ и пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ считает, что выводы чиновников распространяются также на бюджетные и автономные учреждения. Напомним, что исключаемые из объектов налогообложения работы и услуги они должны выполнять (оказывать) в рамках выданного учредителем задания.
В части операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) и поименованных в ст. 149 НК РФ, документооборот по НДС также не нужен (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Таким образом, если учреждение оказывает исключительно необлагаемые услуги в сфере образования, в сфере культуры и искусства и т.д. (ст. 149 НК РФ), составлять счета-фактуры, вести книгу покупок и книгу продаж нет необходимости, на что указано в Письме Минфина России от 19.03.2014 N 03-07-09/11822. Как видим, у государственных (муниципальных) учреждений как минимум два серьезных основания, позволяющих избежать достаточно трудоемкого документооборота по НДС.
Если муниципальное учреждение небольшое и его выручка не превысила 2 млн руб. за три месяца, то в части облагаемых операций оно может воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ. В таком случае бухгалтер учреждения в силу п. 5 ст. 168 НК РФ обязан выставлять расчетные документы и счета-фактуры с надписью "Без НДС" (при оказании услуг юридическим лицам) и регистрировать их в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур (до января 2015 г.) и в книге продаж в общеустановленном порядке. При этом книгу покупок можно не вести, поскольку данные "налогоплательщики" не имеют права на налоговые вычеты по НДС. Также освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика учреждения могут не представлять в налоговую инспекцию декларацию по НДС (Письмо ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@).
Если же учреждение имеет дело с облагаемыми НДС операциями и не пользуется освобождением по ст. 145 НК РФ, то все перечисленные документы по расчетам по НДС бухгалтер составляет и ведет в общем порядке. При этом следует уделить внимание электронному документообороту, так как для налоговой отчетности по НДС он уже стал обязательным (Письмо ФНС России от 20.03.2015 N ГД-4-3/4440@). Для счетов-фактур электронный документооборот пока добровольный, он возможен по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у них совместимых средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур (п. 1.4 Порядка выставления счетов-фактур в электронном виде ). Хотя сегодня все большее количество плательщиков НДС переходят на электронный документооборот, учреждениям с этим спешить не стоит, так как количество составляемых ими счетов-фактур невелико, учитывая то, что основная часть операций либо не признаются объектом обложения, либо освобождаются от обложения НДС.
———————————
Утвержден Приказом Минфина России от 25.04.2011 N 50н.

Подведем итог. Государственные (муниципальные) учреждения признаются плательщиками НДС, однако гл. 21 НК РФ предусмотрено несколько оснований для исключения большинства операций, осуществляемых ими, из объектов косвенного налогообложения. Кроме этого, социальные услуги (медицина, образование, спорт, культура и искусство) освобождены от налогообложения. Неудивительно, что бухгалтер учреждения представляет нулевую декларацию (при отсутствии облагаемых операций). Ведь согласно Порядку заполнения налоговой декларации по НДС если налогоплательщики осуществляют только операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), либо операции, не признаваемые объектом налогообложения, то они заполняют титульный лист, разд. 1, в котором указывается сумма, подлежащая уплате в бюджет (ставятся прочерки), и разд. 7, где по соответствующим кодам перечисляются необлагаемые операции и операции, не признаваемые объектами налогообложения.
———————————
Приложение 2 к Приказу ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector