No Image

Штраф за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

На основании оформления земельного участка (ЗУ) в собственность или аренду, законодательство обязывает правообладателей наделов следовать обязательству по его обработке в соответствии с установленным регламентом целевого назначения земель. Особенно, когда речь идёт о плодородных необработанных сельскохозяйственных угодьях.

Рассмотрим возможные нарушения, их последствия и способы предотвратить проблемы с законом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Ответственность за нарушения

ЗУ предназначенные для сельхоз работ отличаются от прочих массивов специфическими характеристиками:

  • повышенным плодородием;
  • подходящим ландшафтом;
  • обилием заливных лугов;
  • прочими свойствами, допускающими развитие сельского хозяйства.

Поэтому земельное и административное законодательство, а также ряд соответствующих законодательных актов стоят на их охране, надзирая за сохранностью земельного богатства страны и выделяя разновидности нарушений землепользования.

Нецелевое использование

Целевое использование регулируется положениями ч. 2 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.02 г. и статьями 8.8, 23.21 КоАП РФ. Оно выявляется на основании действий правообладателя, которые не связаны с сельскохозяйственной деятельностью, но проводятся на установленной категории земель, в нарушение регламента. За допущенное правонарушение предусматривается взимание штрафа в следующих объёмах:

  • для граждан и ИП – 0,3-0,5% кадастровой стоимости, но не менее 3 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – 0,5-1,5%, но не менее — 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – 2-10%, но не менее — 200 тыс. руб.

О видах разрешенного использования сельхоз земель мы писали в этой статье.

Невыполнение обязательств по рекультивации

Нарушение признаётся, если ЗУ приобретён в результате публичных торгов, но в течение последующего после приобретения календарного года никак не используется. Или его использование прекратилось, о чём в администрации населённого пункта имеются неоспоримые сведения.

Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв регулирует статья 8.7 КоАП РФ.

В этом случае наступает ответственность:

  1. для граждан и ИП – 0,1-0,3% кадастровой стоимости, но не менее 2 тыс. руб.;
  2. для юридических лиц – 1-6%, но не менее — 100 тыс. руб.

Если не проводятся мероприятия по рекультивации ЗУ предусмотрено взыскание штрафов:

  • физическим лицам – 20-50 тыс. руб.;
  • должностным лицам – 50-100 тыс. руб.;
  • компаниям – 400-700 тыс. руб.

Если не проводятся обязательные мероприятия по защите плодородного слоя почвы от эрозийных и иных повреждений, влияющих на качество земель, вменяются штрафы в тех же размерах.

Другие

Земли сельскохозяйственного назначения– динамичная структура, с взаимосвязанным и взаимозависимым функционированием, которая может быть нарушена в результате различных безграмотных действий владельцев ЗУ. Поэтому любое нарушение регламента использования влечёт ответственность, что регулируется дополнениями к законодательству, внесёнными Федеральным законом № 354-ФЗ от 03.07.16 г.

Нарушения при проведении мелиоративных работ предусматривают штрафы:

  1. физ.лицам – 1 500 руб.-2 тыс. руб.;
  2. должностным лицам – 2-4 тыс. руб.;
  3. компаниям – 30-40 тыс. руб.

При нарушениях в эксплуатации гидротехнического сооружения, объёмы взысканий следующие:

  • физ.лицам – 500 руб.-1 тыс. руб.;
  • должностным – 1-2 тыс. руб.;
  • компаниям – 10-20 тыс. руб.

Повреждение мелиоративной системы предусматривает взимание:

  1. с физ.лиц – 1 тыс. руб.-1, 5 тыс. руб.;
  2. с должностных – 2-3 тыс. руб.;
  3. с компаний – 20-30 тыс. руб.

Положения статьи 7.1 КоАП РФ предусматривают ответственность за использование не принадлежащей правообладателю земли, при установлении кадастровой стоимости ЗУ взыскивают:

  • с физ.лиц – 1-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. руб.;
  • с должностных – 1-1,5%, но не менее 20 тыс. руб.;
  • с компаний – 2-3%, но не менее 100 тыс. руб.

Если не установлена кадастровая стоимость, взыскивается:

  1. с физ.лиц – 5-10 тыс. руб.;
  2. с должностных – 20-50 тыс. руб.;
  3. с компаний – 100-200 тыс. руб.

Штраф является лишь дополнительной мерой, допущенные нарушения требуется устранить за счёт нарушителя.

Основные признаки нарушений

Основания для взысканий оформляются решением административной комиссии или суда, вносятся в акты и заключения экспертов. Поэтому они должны иметь фактическую и юридическую основу для их законного оформления. То есть – описываться в актах законодательства и выявлять несоответствие по внешнему виду участка.

Нецелевое использование

Здесь обращают внимание на необходимость обработки почв в соответствии с назначением:

  • огороды должны быть вспаханы и засажены;
  • сорная трава уничтожена;
  • плодородный слой обработан и удобрен;
  • на ЗУ, предусмотренных под садовые участки, – насажены саженцы.

Если вместо перечисленных и иных признаков в наличии – строительство капитального жилого дома, использование земель под промышленные нужды или складские помещения – налицо указанные нарушения. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для работ, связанных с сельским хозяйством.

Невыполнение обязательств по рекультивации

Здесь в первую очередь следует ориентироваться на отсутствие следов обработки земли в течение одного года. Если участок не обрабатывался – налицо нарушение. В этом случае надел будет выглядеть как бесхозяйный, заброшенный и не имеющий владельца.

Читайте также:  Приказ на основное место работы

Отдельным пунктом выделяется нарушение, если земли сельхоз назначения не обрабатываются, на них не проводятся необходимые мероприятия по рекультивации и защите почв от вредных воздействий, ухудшающих качество плодородного слоя, даже при условии возведения строений, ограждении участка забором.

О рекультивации земель сельскохозяйственного назначения мы писали в отдельной статье.

Другие

К ним относятся повреждения гидромелиоративных устройств, которые выявляются на основании заключения компетентного специалиста, вырубка лесозащитной полосы и намеренное уничтожение ввозного объекта, использующегося как водный резервуар для полива земель. При самозахвате выявляются следы деятельности, производимой на территории, не принадлежащей лицу, произведшему данные работы.

Какие проводятся проверки?

Основной надзорной инстанцией за использованием земельных участков является Россельхознадзор. Этот орган назначен ПП РФ № 1 от 02.01.15 г. для проведения регулярных проверок по соблюдению ветеринарных и фитосанитарных норм, установленных законодательством. В сферу внимания Россельхознадзора входят только земли, участвующие в обороте согласно нормам ФЗ № 101-ФЗ, они не курируют деятельность садовых товариществ и кооперативов. Проверки нацелены на выявление нарушений:

  1. В соответствии с требованиями, запрещающими самовольное снятие, перемещение и уничтожение верхнего плодородного слоя почв, в том числе – в результате порчи из-за применения пестицидов, гербицидов и агрохимикатов.
  2. По нарушению экологии и окружающей среды несанкционированной деятельностью на участке.
  3. По проведению необходимых мероприятий, связанных с рекультивацией, гидромелиорацией и защитой земель от эрозии и иных вредных воздействий.
  4. Надзор за соблюдением обязательного использования земельного массива.

Проверки бывают следующие:

  • плановые – в соответствии с установленным и утверждённым графиком;
  • внеплановые – на основании жалоб и иных сигналов;
  • по предписаниям, выданным на основании выявленных нарушений;
  • совместные с административной комиссией рейды.

Плановые проверки назначаются один раз в 3-5 лет для одного земельного объекта. После выявления нарушений, в зависимости от их объёма, устанавливается срок для исправления. Срок и нарушения указываются в предписании. На основании предписаний проводятся повторные проверки.

Внеплановые мероприятия могут регулироваться лишь приблизительно, так как они проводятся по факту реагирования органа на жалобы, связанные с нарушением землепользования. При выявлении нарушений, здесь так же виновному лицу выдаётся предписание с указанием сроков исправления, в связи с чем, назначается повторная проверка.

Если речь идёт о садовых и садово-огороднических товариществах, землях под ЛПХ – ответственность за проверки возлагается на администрацию населённого пункта. Она вправе приглашать уполномоченных представителей из других инстанций, в том числе – Россельхознадзора.

Можно ли и как доказать свою невиновность?

Если правообладатель ЗУ получил предписание от административной комиссии или Россельхознадзора, то он может доказать свою невиновность, оспорив его в арбитражном или гражданском суде по месту расположения земельного участка. Предписание относится к ненормативным актам, которые подлежат обжалованию:

  1. Со стороны граждан и должностных лиц – в районном суде общей юрисдикции.
  2. Со стороны ИП или юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – в арбитражном суде.

Исковое заявление пишется по форме, предусмотренной статьями 131 ГПК РФ или 125 АПК РФ. В него включают сведения о проведённой проверке и предъявленных претензиях, с пояснениями и обоснованиями владельца участка о неправомерности их назначения. Обоснования доказательства невиновности могут состоять из нижеследующего:

  • свидетельской базы;
  • документальной базы;
  • заключений эксперта;
  • административных актов;
  • заключений санитарно-эпидемиологической службы;
  • актов противопожарной службы.

После подачи иска придётся встретиться с оппонентом в суде. Имеет смыл делегировать эту процедуру юристу, имеющему опыт ведения дел в судах, оформив на него доверенность. Если суд встанет на сторону истца, то его решение аннулирует обвинение, выдвинутое Россельхознадзором или администрацией, а штрафные санкции будут аннулированы.

За неиспользование ЗУ из числа земель сельхоз назначения, или за его использование с нарушением и не по целевому назначению, могут назначаться штрафы, соразмерные нормам КоАП РФ. Свою невиновность можно доказать, подав исковое заявление в гражданский или арбитражный суд, и выиграв дело.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Земельная собственность допускает использования исключительно соответственно с установленным законодательством нормативным регламентом.

Нарушение режима применения земельного участка (ЗУ) приводит к штрафным и иным санкциям со стороны хозяйствующего субъекта.

Когда могут отобрать участок за неиспользование

Покупая участок или приобретая право распоряжения им иным образом, землепользователю следует понимать, что он передаётся ему в ведение исключительно на условиях добросовестного распоряжения, что предусматривает систематическую и своевременную обработку участка.

Если ЗУ предназначен под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – следует возводить капитальное строение. На землях сельскохозяйственного назначения предоставленных под личное подсобное хозяйство (ЛПХ), напротив, не допускается возведение таковых.

Читайте также:  Газфонд нпф официальный сайт накопительная часть выплата

Произвольные застройки рассматриваются как самострой, с вытекающими юридическими последствиями, вплоть до назначения штрафных санкций и резолюции на принудительный снос (см. Признание права собственности на самовольную постройку). Иногда такие нарушения предусматривают изъятие ЗУ хозяйствующим субъектом.

Причина в том, что массивы земель предусматривают контекстное применение, что не допускает выделение из контекста одного участка. Любое нерегламентированное действие может привести к порче земель или нарушению экологического природного баланса, которое отразится на смежных, прилегающих к участку землях.

Государство регулирует оперативное управление землями путём введения их в оборот и изъятия из оборота. Для массивов участвующих в обороте применяются требования к их обработке.

Штрафные санкции

Административная ответственность – предупреждение за нарушение, которое допускает землепользователь. Рассматривается административной комиссией или специализированной уполномоченной инспекцией по охране земель и природопользованию.

Кодекс об Административных правонарушениях определяет следующие размеры штрафов:

  • физическим лицам 10-20 т. р.;
  • должностным лицам 20-50 т. р.;
  • предприятиям (организациям) 100-200 т. р.

Такой расчёт устанавливают, если точная кадастровая оценка не доступна.

В иных случаях штраф начисляется исходя из кадастровой стоимости ЗУ (см Оспаривание кадастровой стоимости). В этом случае расчёт производят следующим образом:

  • Физическим лицам – 0,5-1% общей кадастровой стоимости (см. Справка о кадастровой стоимости объекта), но не меньше чем 10 т.р.
  • Должностным лицам – 1-1,5% общей КС, но не меньше чем 20 т.р.
  • Предприятиям (организациям) -1,5-2% общей КС, но не меньше чем 100 т. р.

При неиспользовании участков из земель сельскохозяйственного назначения, процентная ставка меняется следующим образом:

  • физическим лицам – 0,3-0,5%, но не менее 3 т. р.;
  • должностным – 0,5-1,5%, но не менее 50 т. р.;
  • юридическим – 2-10%, но не менее 200 т. р.

Когда не используют земли населённых пунктов, предназначенные для капитальных строений под жильё, промышленные здания и иное, санкции следующие:

  • физическим лицам – 1-1,5%, но не менее 20 т. р.;
  • должностным – 1,5-2%, но не менее 50 т. р.;
  • юридическим – 3-5%, но не менее 400 т. р.

Когда КС не определена, административные штрафы составляют:

  • физическим лицам 20-50 т. р.;
  • должностным лицам 50-100 т. р.;
  • предприятиям (организациям) 400-700 т. р.

Изъятие участка у арендатора за неиспользование

Арендуемые наделы допускается использовать только в соответствии с теми положениями, которые внесены в договор аренды.

Любое нерегламентированное действие не допускается без разрешения собственника, что непротиворечиво содержится в положениях любого правоспособного договора. На том же основании определяют рамки распоряжения участком, обозначенные для арендатора.

Пункт о расторжении договора содержит указания на то, что при не соблюдении установленных требований одной из сторон, договор может расторгаться. В сторону арендатора это несёт такие юридические последствия, как прекращение права использования участка.

Стоит учесть, что процедура расторжения договора, если стороны не достигли совместного согласия, допускается только после попытки согласования претензий сторонами. Если на этом этапе стороны достигнут договорённостей, то составляется соглашение о расторжении и надел возвращается к арендодателю. При возникновении конфликта сторон, вопрос разрешается в судебном порядке.

Факт изъятия допускается только после того, как договора аренды был расторгнут на основании:

  • добровольного соглашения;
  • административного решения, если арендодатель – муниципалитет;
  • выписки из решения суда.

Изъятие участка у собственника за неиспользование

Государство рассматривает земельную собственность как вид повышения благосостояния общества.

Владение землёй даёт преимущества, допускающие привнесение в семейный и личный бюджет граждан дополнительных средств. Поэтому федеральное и региональное законодательство не допускает инвестирования средств в наделы для сохранения финансовой стабильности предприимчивых граждан и наращивания капитала за счёт повышения цены на землю.

То же происходит, когда после приобретения или приватизации ЗУ владелец утрачивает возможность распоряжаться наделом по-хозяйски, запускает обработку почвы или наносит ей порчу в результате пожара или отравления ядохимикатами.

Такие действия снижают ценность почв, а лица, которые хотели бы заняться обработкой земли, но не сумели получить наделов, вправе доводить до сведения администрации о подобных инцидентах. Администрация уполномочена переводить такую недвижимость в разряд бесхозной, что требует соблюдения установленного алгоритма.

Администрация, на основании полученных сведений о неиспользовании участка или его использовании не по назначению, создаёт комиссию. Комиссия обследует территорию собственника и составляет акт.

На основании акта, выносится решение с претензией о нарушении регламента использования ЗУ. Владельцу вменяются штрафные санкции. Если он не исполняет предписание и не восстанавливает установленный порядок, ему передаётся предписание о признании надела бесхозным или использующимся не по целевому назначению (см. Принудительное прекращение права собственности).

Иногда граждане, получив подобное предписание, приходят в администрацию для составления соглашения о передаче прав хозяйствующему субъекту или с объяснением причин допущенных нарушений. На данном этапе допустим поиск компромисса.

Читайте также:  Как приставы взыскивают долги по алиментам

Основания изъятия при нецелевом использовании участка

В таких случаях, администрация старается сделать акцент на самовольном несанкционированном распоряжении земельным фондом.

Если на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ЛПХ, начато возведение капитального строения, оно рискует попасть в категорию «самострой» с вытекающими юридическими последствиями, в числе которых кроме штрафов – приведение в первоначальный вид участка, за счёт средств владельца.

Это предусматривает уничтожение на участке объектов, не подлежащих возведению.

Если выданные под ИЖС земли не застраиваются, а используются иначе, государство рассматривает данный прецедент не только как нарушение регламента землепользования, но и нарушение жилищной политики, предусматривающей выдел ЗУ для повышения благополучия жизнеобеспечения граждан, предоставляя им шанс обрести полноценное жильё.

Основания изъятия при не использовании земли

Гражданское законодательство предусматривает более чёткие юридические положения процедуры аннулирования прав на землю на условиях использования не по назначению.

Иногда к этому прецеденту прибегают в тех случаях, когда территория даже визуально определяется как не использующаяся. Процедура отчуждения надела затрудняется, если собственник выплачивает земельный налог.

При не использовании надела целесообразно делать акцент на её бесхозности, добиваясь признания этого статуса. После чего процедура упрощается.

Орган власти вмешивается, если на протяжении трёх лет:

  • участок не обрабатывался;
  • строительство не начато (см. Документы на строительство дома);
  • нет других признаков проведения работ.

Алгоритм действий опирается на вид права, на основании которого недобросовестный гражданин владеет наделом.

Для этого следует представить суду:

  • акт об отсутствии проведённых работ;
  • доказательства, что они не проводились на протяжении трёх лет;
  • подтверждения о предупреждении;
  • выписки об уплате налога.

От администрации требуется подтверждение досудебной процедуры. Она заключается в представлении документации о принятых мерах, в отношении недобросовестного землевладельца.

Законы о изъятии земли за неиспользование

К нормам законодательства, регламентирующим обозначенную процедуру, относятся:

  • статьи 243, 284, 286 Гражданского кодекса РФ;
  • статьи 7,8,41,42,51, ЗК РФ.
  • статья 8.8 КоАП РФ, в ред. ФЗ от 08.03.15 г., № 41-ФЗ.

А так же Закон об обороте земель сельхоз назначения, принятый 24.07.04 г, № 101 (ст.6).

За неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом, предусмотрена ответственность по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ. До 20 марта 2015 года ответственность по этому составу наступала по части 1.1 статьи 8.8. КоАП РФ, которая фактически стала теперь частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Поэтому вся правоприменительная практика по части 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ актуальна и сейчас.

Статья 8.8 КоАП РФ включает в себя четыре состава:

Какие меры ответственности и за какие действия грозят по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ

Такая ответственность установлена в части 2 статьи 8.8 КоАП РФ. В указанном составе не упоминаются индивидуальные предприниматели, однако они несут ответственность в том же размере, что и должностные лица, поскольку в КоАП РФ не предусмотрено иное ( ст. 2.4 КоАП РФ).

Такое правило указано в пункте 2 статьи 6 Закона № 101-ФЗ. При этом изъятие участка производится по правилам главы 17 Гражданского кодекса РФ и главы VII Земельного кодекса РФ.

По общему правилу срок, по истечении которого участок будет считаться неиспользуемым, составляет три года с момента возникновения у лица права собственности ( ч. 4 ст. 6 Закона № 101-ФЗ). Однако трехлетний срок установлен законодателем для изъятия неиспользуемого собственником земельного участка. Для привлечения к ответственности нужно принимать во внимание срок, предоставленный законодателем для освоения земельного участка, – два года ( ч. 5 ст. 6 Закона № 101-ФЗ).

Дело в том, что Конституционный суд РФ указал, что отсутствие в КоАП РФ возможности снижения суммы штрафа, низший предел которой установлен в размере более 100 тыс. руб., не обеспечивает назначение справедливого и соразмерного административного наказания, поскольку не позволяет надлежащим образом учесть следующее:

Такая позиция Конституционного суда РФ изложена в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница № 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

На практике это означает, что суд при рассмотрении дела по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ должен руководствоваться этой позицией Конституционного суда РФ и вправе изменить постановление о привлечении к ответственности, снизив штраф (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 февраля 2015 г. № Ф05-204/2015 по делу № А41-41476/14).

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector