No Image

Характерная особенность земель лесного фонда это

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
10 марта 2020

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по использованию земель лесного фонда, являются Земельный кодекс РФ (ст. 101) и регулирующий особенности имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, Лесной кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 г.

В статье 5 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лес понимается как экологическая система или как природный ресурс. Как экологическая система лес выступает основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, и нуждается в охране, обеспечиваемой экологическим законодательством. Как природный ресурс лес является объектом гражданского оборота (лесным насаждением) и выступает предметом гражданско-правовых договоров и иных сделок с учетом ограничений, налагаемых требованиями охраны лесов. И, поскольку использование лесов невозможно без использования земель, на которых они расположены, лесопользование юридически связано с землепользованием. Эта взаимосвязь, проявляющаяся в особенностях правового регулирования лесов, и подлежит выяснению.

К землям лесного фонда на основании ст. 101 ЗК РФ относятся:

1. Лесные земли: а) земли, покрытые лесной растительностью; б) земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие);

2. Нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и др.).

При этом ст. 6 ЛК РФ устанавливает, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Из этого следует, что если леса располагаются на землях иных категорий, предусмотренных ст. 7 ЗК РФ, например сельскохозяйственного назначения, то на них распространяется правовой режим земель конкретной категории и нормы, предусматривающие правила использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Руководящим для использования таких земель будет принцип лесного законодательства – обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

Современное лесное законодательство в целях расширения объема оборотоспособности в лесных отношениях и введения рыночных механизмов разделило понятие леса как единой системы на две составляющие: лесной участок и лесные насаждения.

Статьей 7 ЛК РФ определяется понятие лесного участка как земельного участка, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и государственного кадастрового учета.

Лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, находятся в федеральной собственности. Право собственности на лесные участки, расположенные на других категориях земель, определяется в соответствии со ст. ст. 15 – 19 ЗК РФ, т.е. может принадлежать субъектам РФ, муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.

Лесной кодекс не содержит четкого понятия лесных насаждений, но из смысла статей этого Закона следует, что в качестве таковых следует понимать деревья, кустарники, лианы и иные древесные и кустарниковые насаждения естественного и искусственного происхождения, произрастающие на лесных участках. Иными словами, это лесная растительность.

В связи с этим ст. 3 ЛК РФ устанавливается и разделение имущественных отношений на:

– имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков;

– имущественные отношения, связанные с оборотом лесных насаждений.

При этом ч. 2 ст. 3 ЛК РФ определяет регулирование данных имущественных отношений гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ лесные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве:

– постоянного (бессрочного) пользования;

– ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут);

– безвозмездного срочного пользования.

Лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным или муниципальным учреждениям и только для научно-исследовательской, образовательной либо рекреационной деятельности (ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41 ЛК РФ). Предоставление лесных участков для тех же целей, но юридическим лицам других организационно-правовых форм допускается только в аренду.

На праве безвозмездного срочного пользования в соответствии со ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности.

Безвозмездное срочное пользование лесными участками в отношении иных организаций, в том числе в случаях, если лесной участок находится не только в государственной или муниципальной, но и в частной собственности, может возникать и прекращаться в соответствии со ст. 24 ЗК РФ.

Безвозмездное срочное пользование лесным участком должно оформляться письменным договором, в котором должен быть указан срок и другие условия пользования лесным участком. В соответствии со ст. 47 ЗК РФ право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, а также по основаниям, предусмотренным для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Читайте также:  Адвокат по приватизации жилья

Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев его сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи в случаях, предусмотренных законодательством.

Право ограниченного пользования чужим лесным участком (лесной сервитут) регулируется ст. 9, ч. 3 ст. 38 ЛК РФ, ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ. В соответствии с ними сервитут может быть публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для лесного участка, в отношении которого он установлен.

Частный сервитут устанавливается по письменному соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (пользователем) соседнего участка. Собственник (пользователь) участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Наиболее часто применяемым правом на лесные участки является право аренды лесных участков. На основании договора аренды лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в целях заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и для других целей, предусмотренных ЛК РФ.

Лесной кодекс РФ установил разделение лесов в пределах лесного фонда РФ по целевому назначению на:

Земли, занятые эксплуатационными и резервными лесами, выделяются только в составе земель лесного фонда. Защитные леса могут выделяться в других категориях земель.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Выделяются следующие категории защитных лесов (ст. 102 ЛК РФ):

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) зеленые зоны, лесопарки;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры.

В составе защитных и эксплуатационных лесов могут выделяться особо защитные лесные участки. К ним относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных ЛК РФ видов.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Читайте также:  Когда можно оформить ветерана труда

Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам.

В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

Отнесение лесов к эксплуатационным и резервным лесам и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

экономические науки

  • Путятинская Юлия Валериевна , старший преподаватель
  • Султанов Юрий Маратович , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ПОДХОДЫ
  • БУДУЩАЯ СТОИМОСТЬ
  • ОЦЕНКА
  • ЛЕСНОЙ ФОНД
  • ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Похожие материалы

Согласно теории факторов производства, в которой включены такие составляющие, как земля, труд, капитал и предпринимательские способности, соединяясь в месте, образуют механизм производства для реализации новых продуктов на рынке. В свою очередь, земля как один из факторов производства играет большую роль в формировании будущих доходов владельца данных ресурсов. Также стоит учесть лесные ресурсы, находящиеся на этой земле, которые не могут существовать отдельно от данного фактора производства. Исходя из этого, земельные и лесные ресурсы являются уникальной составляющей с экономической точки зрения. Они представляют большую значимость при оценке, в связи своей спецификацией и назначением.

Оборот лесных земель в Российской Федерации по сравнению с зарубежными странами является не развитой деятельностью в связи с тем, что отсутствует сам по себе рынок природных объектов. Однако есть возможность использовать земельные участки в качестве купли-продажи или по договору аренды.

В связи с этим, для оценочной деятельности важно знать каким образом данные природные ресурсы могут послужить в будущем своим владельцам и какой потенциальный доход они получат при различных условиях использования.

Оценочная деятельность применяет различные методы, которые зарекомендовали себя во всем мире и непосредственно приспособлены для оценки лесных земель. Однако их использование в российских реалиях бывает трудно применимо, как было уже сказано, в связи не развитостью рынка природных объектов.

Лесной фонд может выступать в качестве залога при получении займа, тогда его оценка является обязательной по законодательству.

Согласно Земельному Кодексу РФ статье 101, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).[1]

По своей сути лесной фонд является недвижимым. Это означает, что он представляет один из видов объектов гражданских прав, который неразрывно связан с землей и только вместе с ней представляет потенциальную стоимость.

Исходя из этого, оценка лесного фонда предполагает использование в оценочной деятельности ряд подходов:

При использовании затратного метода учитывается только древесина на данном земельном участке и не включается природные дары. Второй метод предполагает сравнение объекта оценки с аналогичными участками, применяя к ним определенные поправки. Доходный метод использует лесную ренту.

В нашем случае лесная рента характеризуется, как остаточная стоимость, исчисляемая как разница между ценой продуктов леса и издержками производства по заготовке, доставке ресурсов до рынков сбыта и по их обработке и переработке, включая нормативную прибыль хозяйствующих субъектов.[2]

Согласно данному методу при оценке нужно учитывать его особенности, которые характерны для лесных земель:

  1. зависимость стоимости древостоя от качественных характеристик лесных насаждений
  2. экономическая доступность лесных ресурсов или ее отсутствие
  3. многоцелевое назначение лесных ресурсов
  4. цикличные колебания стоимости лесных земель
  5. иные

Характерным отличием земельной ренты, которая используется вместе с лесным фондом от земельной ренты в городских условиях, является срок использования. В первом случаем он несет в себе долгосрочное использование с момента создания лесных насаждений до реализации лесной продукции. Во втором земля выступает в качестве участка, как компонент использования под сдачу, строительства или других видов эксплуатационных услуг.

Рассмотрим проблемы использования подходов при оценке лесных фондов:

  1. При затратном подходе сложным составляющим является определение расходов на охрану, защиту и возмещение за определенное время в частности для каждого лесного участка.
  2. При сравнительном подходе подбирается земельный участок, который должен быть аналогом для объекта оценки и на момент времени имеет уже рыночную цену. В результате работы находят их природно-ресурсный потенциал, сравнивая и делая на соответствующих этапах поправочные корректировки. Однако в существующих реалиях на российском рынке затруднительно найти аналоги, к тому же оборот земельных участков ограничен.
  3. При доходном подходе оценщик должен иметь достаточную базу знаний для поиска информации.

На сегодняшний день для оценочной деятельности оценка лесных фондов оптимальным подходом служит доходный, так как он позволяет в условиях неравномерно поступающих денежных доходов от эксплуатации земельного участка определить затраты, которые будут приходиться не только на момент организации лесохозяйственного производства, но и конченый результат. А как известно на первых стадиях развития данное хозяйство имеет отрицательный эффект и требует значительных затрат и времени для трансформации отрицательных денежных потоков в положительные.

Читайте также:  Перечень необходимых кадровых документов

В качестве примера может выступать лесной участок, который имеет неравномерное распределение доходов по времени, так как данное хозяйствование занимает продолжительное время и подчиняется определенной группе риска.

Список литературы

  1. Земельный Кодекс РФ URL : http://www.consultant.ru/popular/earth/17_25.html#p2597
  2. Путятинская Ю.В. Дискуссионный характер платежей за пользование лесными ресурсами / Р.Р. Яруллин, Ю.В.Путятинская // Известия ОГАУ. – № 3 (23) 2009, с. 121-124.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Земли лесного фонда делятся на две категории: лесные и нелесные. К лесным относятся земли, как покрытые лесной растительностью, так и не покрытые ею, но предназначенные для лесовыращивания (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, не сомкнувшимися лесными культурами и иные).

К нелесным относятся земли, неудобные для использования (занятые болотами, каменистыми россыпями, песками и т.п.), а также предназначенные для нужд лесного хозяйства, выполняющие вспомогательную роль (занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и другие земли).

Леса России в соответствии с Лесным кодексом РФ, по целевому назначению и функциональным особенностям разделены на 3 группы :

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Такое деление осуществлено в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесов (выполняемыми функциями и режимом лесопользования). В зависимости от целевого назначения лесов устанавливается порядок ведения в них лесного хозяйства, использования лесного фонда, а также порядок перевода участков лесного фонда в другое назначение.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

К эксплуатационным относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

В лесах России произрастает около 1500 видов деревьев и кустарников. Основные лесообразующие породы хвойные (лиственница, сосна, ель и пихта), на их долю приходится 82%, на мягколиственные – 16%, на твердолиственные породы – 2%.

С лесохозяйственной точки зрения в России выделяют пять регионов:

  • 1) лесоизбыточные Сибирь и Дальний Восток (включая Красноярский край, Камчатку, Магаданскую область, Якутию и Туву) с резервными, главным образом, лиственничными лесами, которые занимают площадь 310 млн. га. Расчетная лесосека в этих лесах оценивается в 120 млн. м3, из них 100 млн. м3 – хвойные;
  • 2) лесоэксплуатирующие Сибирь и Дальний Восток преимущественно с хвойными лесами площадью 260 млн. га. Расчетная лесосека здесь превышает 260 млн. м3, из них 160 млн. м3 – хвойные;
  • 3) лесозаготавливающий Север Европейской части страны (в составе Архангельской, Вологодской, Кировской, Костромской, Пермской, Свердловской и Мурманской областей, Коми, Башкортостана и Карелии) с лесами на площади 116 млн. га, треть которых – хвойные. Расчетная лесосека региона составляет 160 млн. м3, в том числе 100 млн. м3 – хвойные породы. Вследствие чрезмерной эксплуатации лесосека может в регионе сократиться к 2010 г. на 20 млн. м3;
  • 4) лесодефицитный Европейский центр России и Урал, где леса распространены на площади менее 50 млн. га и имеют из-за многолетних перерубов сравнительно низкое качество (половина запасов древесины приходится на лиственныые породы, доля спелой древесины – несколько более 20%). Расчетная лесосека в регионе определена в объеме около 60 млн. м3, в том числе 20 млн. м3 – хвойных. Поскольку прирост древесины в регионе превышает вырубку в 1,5 раза, имеются тем не менее хорошие перспективы для оптимизации лесного хозяйства;
  • 5) безлесный Юг с островными лесами на общей площади около 1 млн. га.

Очевидно, эти регионы требуют совершенно различной стратегии использования лесных ресурсов.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector