No Image

Является ли общежитие многоквартирным домом

0 просмотров
10 марта 2020

Именно в ОБЩЕЖИТИИ не может быть приватизированных комнат.

Приватизация – это бесплатная передача ГОСУДАРСТВОМ жилых помещений в собственность граждан, занимающих данные помещения на условиях договоров социального найма.

Соответственно – данный дом есть МНОГОКВАРТИРНЫЙ дом, коли в нём квартиры(комнаты) уже ПРИВАТИЗИРУЮТСЯ.

Жилое помещение коридорного типа или коммунальная квартира?

С ведением в действие нового Жилищного кодекса РФ изменился статус общежитий, переданных в ведение органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса о договоре социального найма.

Как указано в определении Верховного Суда РФ от 21 ноября 2006 г. N 85-В06-19 из буквального смысла ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу указанного Федерального закона приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе и право на приватизацию.

В настоящее время возникает необходимость определения границ правомочий собственника (нанимателя) комнаты в общежитии (бывшем общежитии). Помимо права собственности (пользования) на комнату гражданину, по логике вещей, должна переходить еще и доля в праве собственности на общее имущество квартиры (или право пользования общим имуществом): кухню, коридор, санузел и т.д. Это означает, что должен существовать единый объект, состоящий из нескольких комнат и общего имущества, которым в совокупности пользуются наниматели (наниматели и собственники; собственники), а именно – коммунальная квартира. Ситуация осложняется тем, что внутреннее строение бывших общежитий представляет собой совокупность большого количества изолированных комнат, на которые приходится общий туалет, душ, кухня. Достаточно сложно представить себе коммунальную квартиру, состоящую из 18 комнат, однако иного варианта поведения, кроме как признать секцию (крыло, этаж – в зависимости от того, какой объект структурно обособлен) коммунальной квартирой и дать всей квартире единый номер, нет. В противном случае, если признать, что наниматели (собственники) обладают только отдельной комнатой, мы придем к выводу, что общее имущество на каждом этаже в виде коридора (санузла, туалета) принадлежит муниципалитету, что представляется наиболее парадоксальным в случае, когда все комнаты в бывшем общежитии приватизированы. Между тем общеизвестно, что общее имущество никогда не было самостоятельным объектом права. Ни коридор, ни санузел нельзя использовать отдельно от комнаты, а тем более распорядиться ими. А комната в совокупности с общим имуществом – составная часть коммунальной квартиры.

Термин "коммунальная квартира" используется в законодательстве, в частности, в Жилищном кодексе РФ, Законе РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Законе РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики". Однако ни один нормативный акт не содержит определения коммунальной квартиры.

Согласно п. 5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение) квартира – структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Исходя из данного определения, термин "часть квартиры" должен представлять собой одну или несколько комнат в совокупности с помещениями вспомогательного назначения.

На основе анализа ст. ст. 41-43, 59 ЖК РФ и п. 5 Положения можно сделать вывод о том, что коммунальная квартира – жилое помещение, состоящее из двух и более комнат, занимаемых несколькими гражданами, не являющимися членами одной семьи, как по отдельным договорам найма, так и принадлежащих им на праве собственности; в коммунальных квартирах наряду с изолированными комнатами, предоставленными жильцам по договорам социального найма и (или) переданным им в собственность, имеется также общее имущество (вспомогательные помещения): туалет, коридор, ванная, душ. Согласно норме п. 1 ст. 41 ЖК РФ общее имущество – это имущество, используемое для обслуживания более чем одной комнаты.

Учитывая вышеуказанные нормы ЖК РФ и Положения, можно отнести обособленную совокупность комнат с общим имуществом в бывшем общежитии (секцию, крыло, этаж) к коммунальной квартире.

Тот же самый вывод можно сделать исходя из ст. 62 ЖК РФ. Согласно данной статье предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Таким образом, по договору социального найма отдельному нанимателю (вместе с членами его семьи) может предоставляться либо отдельный обособленный объект – дом, квартира, либо часть данного объекта – часть дома, квартиры (заметьте, не комната, а часть квартиры, т.е. комната с общим имуществом).

Таким образом, когда речь идет о части квартиры, то, по-видимому, это не что иное как часть коммунальной квартиры, когда несколько пользователей (собственников) частей квартир в совокупности пользуются по различным договорам социального найма одной квартирой. Следовательно, комната предметом договора социального найма быть не может. Вышеизложенное приводит к выводу о невозможности указания в договоре социального найма на комнату как самостоятельный объект такого договора, необходимо указывать на комнату как часть коммунальной квартиры.

Ситуация с правом собственности на комнаты в общежитии не такая однозначная.

Раздел II ЖК предполагает право собственности на жилое помещение без раскрытия содержания последнего. Соответственно ст. 16 ЖК, раскрывая виды жилых помещений, относит к ним:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартиру, часть квартиры;

Однако, как уже говорилось, невозможно приобрести какие-либо права на комнату без приобретения права на общее имущество.

Ввиду вышеизложенного, необходимо внести изменения в ЖК РФ, исключив комнату из числа объектов права собственности.

Тот факт, что ст. 16 ЖК разграничивает понятия "часть квартиры" и "комната", подтверждает нашу точку зрения о понимании части квартиры как комнаты (нескольких комнат) и вспомогательных помещений.

Между тем судебная практика в ряде случаев развивается по другому направлению (признание права собственности только на комнату в общежитии), чреватому негативными последствиями в будущем. Приведем лишь один пример из однотипной судебной практики.

Так, Ленинский районный суд г. Саранска решением от 03.11.2004 г. по иску П. к Администрации г. Саранска и МУ "Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади" иск П. удовлетворил, обязал исключить жилое помещение, расположенное по адресу: г. Саранск, ул. Веселовского, из числа жилых помещений, имеющих статус общежития, а также обязал Администрацию г. Саранска заключить с П. договор о бесплатной передаче ей в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: г. Саранск, ул. Веселовского.

Конечным результатом вышеуказанного решения явилась выдача П. свидетельства о праве собственности на комнату в общежитии общей площадью 17,9 кв.м. В результате, когда все комнаты в общежитии будут исключены из состава общежитий и приватизированы, а граждане станут их собственниками, муниципалитет останется собственником большого количества вспомогательных помещений в доме, начиная от коридоров и кончая туалетами.

Решение этой проблемы видится в следующем.

Во-первых, как уже указывалось, в ЖК РФ необходимо внести изменения и исключить комнаты из числа объектов права собственности. Во-вторых, дать в ЖК РФ конкретное определение коммунальной квартиры. Например, следующая дефиниция содержалась в первой редакции Закона г. Москвы от 11 марта 1998 г. N 6 "Основы жилищной политики в городе Москве" (п. 1 ст. 18): "Квартира коммунального заселения – жилое помещение, состоящее из двух и более комнат, занимаемых несколькими гражданами как по отдельным договорам найма, так и принадлежащих им на праве частной собственности".

В-третьих, при рассмотрении судами исков об исключении комнат в общежитиях из числа таковых и их приватизации, суд должен определить состав коммунальной квартиры, в которую входит вышеуказанная комната, привлечь остальных владельцев (собственников) комнат к участию в процессе и вынести решение об исключении из состава общежития комнаты в коммунальной квартире и обязании агентств по приватизации к приватизации комнаты в коммунальной квартире. При использовании данной конструкции (коммунальная квартира) снимаются указанные в данной статье противоречия, ведь приватизация комнат в коммунальных квартирах проблем не вызывает, а количество этих комнат (две или восемнадцать) значения не имеет. Если все пользователи комнат в коммунальной квартире выступили соистцами по иску, то в таком случае можно предъявить еще одно дополнительное требование (к муниципалитету) – об изменении нумерации квартиры и присвоении ей единого номера.

Читайте также:  Иск об оспаривании завещания

Показательным в плане неопределенности правовой конструкции коммунальной квартиры явилось следующее судебное дело, неоднократно рассматривавшееся в различных судебных инстанциях.

К. обратилась в Ленинский районный суд г. Саранска с исковым заявлением в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери к Администрации г. о. Саранск, Администрации Октябрьского района г. о. Саранск, Управлению Федеральной миграционной службы РМ в Октябрьском районе г. Саранска.

В исковом заявлении указывалось, что К. вместе со своей несовершеннолетней дочерью проживает по договору социального найма в комнате, расположенной в коммунальной квартире. Данная коммунальная квартира представляет часть пятого этажа общежития (крыло) и состоит из 18 изолированных комнат с общими кухней, душем, туалетом, коридором и балконом. В эти 18 комнат ведет общая входная дверь. На этаже – два крыла. 15 из 18 комнат приватизированы. Крыло состоит из двух секций.

В данной коммунальной квартире К. с дочерью занимает одну комнату N 504 общей площадью 18,2 кв.м. Рядом с вышеуказанной комнатой N 504 освободилась комната N 503, в которой проживала Л., умершая в 2002 г. В течение пяти лет в комнату N 503 никого не заселяли. Комната N 504, в которой К. проживает вместе с дочерью, предоставлена им по договору социального найма от 27.10.2006 г. В п. 1 вышеуказанного договора социального найма указано, что К. передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты (N 504) в общежитии.

В соответствии с требованиями ст. 59 ЖК РФ К. имеет право на предоставление ей с дочерью освободившегося жилого помещения в данной коммунальной квартире, поскольку согласно требованиям п. 1 данной статьи ее семья может быть в установленном порядке признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении.

К. неоднократно обращалась в Администрацию г. о. Саранск с заявлением о предоставлении ей вышеуказанного освободившегося жилого помещения. Однако Администрацией г. о. Саранск в предоставлении семье К. освободившейся комнаты было отказано по той причине, что она не состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в жилое помещение был заселен Т. Между тем ст. 59 ЖК РФ предусматривает право на предоставление освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире лицам, которые могут быть в установленном порядке быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении.

К. также указала, что поскольку все помещения в данном общежитии предоставлены по договорам социального найма, то дом требованиям, предъявляемым к общежитиям, не соответствует.

К. считала, что основным правоустанавливающим документом для нанимателей, информирующим о соответствующих правах и обязанностях, является договор социального найма. Заключая данный договор, Администрация г. о. Саранск согласилась на распространение на данные помещения правового режима социального найма, который включает, в том числе, право на предоставление освободившейся комнаты в коммунальной квартире.

Таким образом, К. считала, что ее семья имеет право на предоставление освободившегося жилого помещения: комнаты N 503. Данное жилое помещение имеет с жилым помещением N 504 общую стену. Никто из жильцов, проживающих в остальных комнатах, на вышеуказанную комнату N 503 не претендует.

В исковом заявлении истица просила:

признать решение Администрации городского округа Саранск об отказе в предоставлении жилого помещения не соответствующим закону, обязать Администрацию г. о. Саранск отменить данное решение;

признать решение Администрации г. о. Саранск о заселении жилого помещения по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева, не соответствующим закону, обязать Администрацию г. о. Саранск отменить данное решение;

признать недействительным договор социального найма жилого помещения по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева, заключенный с Т., и применить последствия недействительности ничтожной сделки;

признать право на предоставление семье, состоящей из двух человек (К. и К.), освободившегося жилого помещения по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева;

обязать Администрацию г. о. Саранск предоставить семье, состоящей из двух человек (К. и К.), освободившегося жилого помещения по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева;

исключить жилые помещения N 503-504 по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева из числа жилых помещений, имеющих статус общежития, ввиду утраты статуса общежития с момента передачи жилых помещений в муниципальную собственность.

Дело неоднократно рассматривалось в различных судебных инстанциях (решением Ленинского районного суда г. Саранска от 22 ноября 2007 г. занимаемую К. комнату N 504 исключили из состава общежитий, в остальной части иска было отказано, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 27 мая 2008 г. решение районного суда было отменено, кроме части об исключении комнаты N 504 из состава общежитий).

При новом судебном рассмотрении этого дела Ленинским районным судом г. Саранска было установлено следующее.

Из поэтажного плана жилого дома, расположенного по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева, следует, что истцы проживают в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, представляющем собой секцию из 8 комнат с общей ванной комнатой и туалетом.

Поскольку на момент освобождения комнаты N 503 в коммунальной квартире проживала семья К., которая на момент освобождения жилого помещения могла быть в установленном порядке признана малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях, предоставление указанного освободившегося жилого помещения Т. является незаконным.

Исходя из изложенного, Ленинский районный суд г. Саранска решением от 28 июля 2008 г. исковые требования К. удовлетворил.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия 21 октября 2008 г. отменила указанное решение и приняла новое решение об отказе истице К. в удовлетворении ее исковых требований.

При этом суд кассационной инстанции указал следующее. Удовлетворяя исковые требования истицы К. о предоставлении ей и ее несовершеннолетней дочери комнаты N 503 по ул. Полежаева г. Саранска, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 59 ЖК РФ, исходил из того, что данная освободившаяся комната находится в жилом помещении, являющимся коммунальной квартирой. С таким выводом суда нельзя согласиться, поскольку материалы дела свидетельствуют о том, что указанное жилое помещение, т.е. комната N 503, не имеет статуса освободившегося жилого помещения, находящегося в коммунальной квартире, где проживают несколько нанимателей.

Так, судом установлено и подтверждается поэтажным планом бывшего общежития по ул. Полежаева г. Саранска, что оно представляет собой обособленные жилые комнаты коридорного типа в секции из 8-ми комнат с общей ванной и туалетом.

Между тем, коммунальные квартиры – это квартиры, занятые несколькими семьями по отдельным договорам социального найма. Спорная жилая комната в жилом помещении коридорного типа к находящейся в коммунальной квартире не относится. Поэтому вывод суда о предоставлении истице данной жилой комнаты N 503 в порядке статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации является неправомерным.

В связи с тем, что суд неверно истолковал и сделал неправильный вывод о том, что спорная комната является комнатой в коммунальной квартире, решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.

Судья Верховного суда Республики Мордовия в определении от 8 июня 2009 г. указал, что оснований для отмены в порядке надзора определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 21 октября 2009 г. не имеется, и отказал в передаче надзорной жалобы К. для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Также в этом определении указывается:

"Из экспликации 5 этажа жилого дома по ул. Полежаева г. Саранска усматривается, что квартиры в понимании части 3 ст. 16 ЖК РФ в этом доме отсутствуют, обособленными жилыми помещениями являются комнаты, выходящие в общий коридор. Количество таких комнат на этаже одного подъезда 18. Вместе они обособленного жилого помещения не составляют. При таких обстоятельствах несостоятельным является довод надзорной жалобы К. о том, что если бы Администрация г. о. Саранск исключила дом из состава общежитий, то жилое помещение коридорного типа получило бы единый номер и было бы признано коммунальной квартирой. Поскольку требование К. о признании права на предоставление ее семье освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире не имеет под собой правового основания, то ей обоснованно было отказано в удовлетворении производных от него исковых требований".

В определении судьи Верховного суда Российской Федерации от 8 июля 2009 г. указано, что оснований для пересмотра судебного постановления по доводам надзорной жалобы К. не установлено.

По нашему мнению, в вышеуказанном случае неопределенность понятия "коммунальная квартира" обусловливает сложности правоприменительной практики и отсутствие ее единообразия, что подтверждается судебными решениями, в основе которых иные подходы к пониманию "коммунальная квартира".

Так, в определении Судебной коллегии Омского областного суда от 5 июня 1996 г. N 33-964 указано следующее.

Читайте также:  Сдача дома в эксплуатацию и передача собственнику

К., занимающая комнату N 3 с семьей в составе трех человек, и Г., занимающая комнату N 2 вдвоем с Б., проживающие в одной секции дома, обратились с иском к Администрации района о предоставлении освободившейся в секции комнаты N 1 как нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Г. указала также, что при снятии в 1994 г. с дома статуса общежития ее перевели в положение поднанимателя, ордер на комнату N 2 был выдан на Б.

Истцы отметили, что три комнаты изолированные, в секции имеется санузел, секция изолирована от общего коридора.

Судебная коллегия Омского облсуда, вынося определение, указала, в частности, следующее.

"Статус общежития с дома, в котором проживают истцы, снят. Поэтажный план дома свидетельствует о том, что каждая секция представляет собой коммунальную квартиру".

В кассационном определении Судебной коллегии Пензенского областного суда от 17 апреля 2007 г. N 33-671 также говорится о предоставлении освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире, которая ранее была общежитием.

В постановлении Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 5 декабря 2007 г. N 44 г.-830/07 также говорится о коммунальной квартире в бывшем общежитии.

В постановлении Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 31 января 2007 г. N 44 г.-43/07 говорится о расторжении договора социального найма ввиду выезда нанимателей из комнаты в коммунальной квартире, в доме, ранее являвшемся общежитием.

Нестерова Татьяна Ивановна,
доцент кафедры гражданского права
и процесса МГУ им. Н.П. Огарева,
канд. юрид. наук, доцент

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Комментарий специалиста. Жилое помещение коридорного типа или коммунальная квартира?

Текст статьи опубликован в журнале "Правосудие", 2009 г. N 1

Источник: Администрация г.Иркутска

В 2006 году в соответствии с "Новым Жилищным Кодексом» иркутяне – собственники жилья должны выбрать управляющую компанию для своих многоквартирных домов. Это может быть как частная структура, так и муниципальные жилищные предприятия. Для того, чтобы помочь населению в администрации города Иркутска, был разработан пакет документов, который облегчит собственникам жилья решение этой проблемы.

На данный момент получается так, что собственники помещений – граждане и организации – отстранены органами местного самоуправления от управления многоквартирными домами. Муниципалитеты осуществляли единоличный выбор способа управления многоквартирными домами в масштабе муниципального образования и «назначали» управлять ими свои организации. Редким исключением было создание товариществ собственников жилья и деятельность старых жилищно-строительных кооперативов. С принятием Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений получили реальную возможность самостоятельно выбирать способ управления многоквартирными домами.

В связи с преобладанием в России частной собственности на жилые помещения действующий с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ предусмотрел серьезные изменения организации управления многоквартирными дома ми и оплаты гражданами жилых помещений и коммунальных услуг. В частности изменилось установление размера платы на содержание и ремонт жилых помещений. Органы публичной власти должны устанавливать дифференцированные цены для нанимателей и для собственников. В соответствии с Жилищным кодексом РФ (часть 3 статьи 30, статья 39) собственники помещений, причем это не только граждане, но и муниципальные образования, города, всегда обязаны нести расходы на содержание и ремонт принадлежащего им недвижимого имущества. При этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества определяется долей каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество в каждом отдельном многоквартирном доме.

Все решает общее собрание

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется в соответствии с решением общего собрания всех жильцов многоквартирного дома (часть 7 статьи 156 ЖК РФ). На таком собрании собственники решают, что надо делать с содержанием и ремонтом дома, кто будет осуществлять эту деятельность, сколько они предполагают за это платить. Такое правило установлено для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо ЖСК. В Жилищном кодексе также отражен порядок проведения общих собраний собственников помещений и принятия на них решений (45-48 ЖК РФ).

Если собственники выбрали способ управления многоквартирным домом управляющей организацией, то размер платы за содержание и ремонт дома определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Наиболее активным организатором собрания должен быть муниципалитет, если у него есть хотя бы одна квартира или комната в многоквартирном доме.

Плата за содержание и ремонт жильцы должны установить в соответствии с требованиями законодательства. в соответствии с требованиями законодательства (статья 158 ЖК РФ). Иначе в доме не будут выполняться необходимые работы, и дом быстро придет в негодность. Возможность установления заниженной платы для собственников Жилищный кодекс РФ не допускает. Малоимущие собственники квартир в соответствии со статьей 159 ЖК РФ и постановлением Правительства РФ могут обратиться с заявлением о предоставлении им субсидии. Плата как одно из условий договора управления должна быть одинаковой для всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме: как для граждан, так и для муниципалитета (часть 4 статья 162 ЖК).

Правомочия органов местного самоуправления устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения тесно связаны законодателем с наличием или отсутствием решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 156 и часть 4 статьи 158 ЖК РФ). Фактически законодатель предусмотрел ограниченный перечень случаев, когда орган местного самоуправления принимает решения по вопросу определения размера платы вместо собственников помещений.

Управляющую компанию могут выбрать органы местного самоуправления

Согласно положениям Жилищного кодекса РФ (часть 3 статьи 156) органы местного самоуправления могут устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения только для тех собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом в установленный срок или принятое собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.

Жильцы должны определится со своим выбором до 1января 2007 года, именно тогда истекает срок установленный Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». По истечении этого срока, если собственники помещений в многоквартирном доме не выполнили предусмотренную статьей 161 обязанность по выбору способ управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления в соответствии с положениями части 4 статьи 161 ЖК РФ в первый раз обязан провести открытый конкурс по выбору управляющей организации. В последующем такие конкурсы будут проводиться в соответствии с положениями части 4 статьи 161 ЖК. На конкурсе определяются все условия договора управления домом (в том числе перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме) и тогда муниципалитеты могут устанавливать свои цены на содержание и ремонт для каждого отдельного многоквартирного дома.

Размер оплаты индивидуален для каждого многоквартирного дома

В соответствии с Жилищным кодексом РФ решения, касающиеся управления многоквартирным домом, принимаются собственниками помещений. Объектом управления является общее имущество в многоквартирном доме, принадлежащее собственникам помещений на праве общей долевой собственности. Только собственники помещений в отдельном многоквартирном доме обязаны содержать это имущество (часть 3 статьи 30, статья 36, часть 1 статьи 39 ЖК РФ) и имеют право владеть, пользоваться и в установленных пределах распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 37 ЖК РФ).Общее собрание собственников помещений в каждом отдельном многоквартирном доме (статья 44 ЖК РФ) может принимать решения о реконструкции и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме и выборе способа управления многоквартирным домом.

Каждый дом индивидуален из-за различных конструктивных и технических параметров дома (степень износа, этажность, материал стен и кровли и т. д.), уровня благоустройства дома (наличие инженерных систем предоставления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления; оборудование лифтом и мусоропроводом), степени благоустройства придомовой территории. Поэтому размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, всех предусмотренных Жилищным кодексом РФ случаях должен определяться дифференцированно для каждого многоквартирного дома.
В отличие от положений Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» Жилищный кодекс РФ не предусматривает необходимости установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения «на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья». Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2004 г. № 89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» принималось во исполнение ст. 15 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и может применяться с 1 марта 2005 года только в части, не противоречащей Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ. В связи с этим экспертиза фактических затрат на содержание, ремонт жилья не требуется.

Читайте также:  Коллективный договор срок действия истек

Органы местного самоуправления вправе определить порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. В этом порядке орган местного самоуправления вправе отразить «метод экономической обоснованности расходов». При установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда равном размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в таком доме «метод экономической обоснованности расходов» практически неприменим.

Собственники помещений должны заключить договоры оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений заключают на основании решения общего собрания договоры оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 1 статьи 164 ЖК РФ). Поскольку все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров, условия договора (в том числе и размер платы) должны быть ими согласованы между собой и с исполнителями (подрядчиками). Если собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ такой размер устанавливается органом местного самоуправления исходя из определенных в договорах на основании решений общего собрания перечней, периодичности объемов и качества и других условий оказания услуг по содержанию и выполнения работ по ремонту общего имущества. Согласно пункту 3 статьи 424 ГК РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий соглашения, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая обычно взимается при сравнимых обстоятельствах за аналогичные товары, работы или услуги.

Если собственники помещений на общем собрании выбрали управляющую организацию, определили в договоре управления многоквартирным домом в соответствии с частью 3 статьи 162 ЖК РФ перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня (пункт 2), но не согласовали порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 3), то договор управления многоквартирным домом не может считаться заключенным. Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ «договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора», а ими являются «условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение». В отношении договора управления многоквартирным домом перечень существенных условий определен в части 3 статьи 162 ЖК РФ. Отсутствие соглашения хотя бы по одному из них не позволяет считать такой договор заключенным. Применение положений пункта 1 статьи 432 ГК РФ обусловлено положениями пункта 2 статьи 3 ГК и отсутствием равных по силе коллизионных норм в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ. Представляется, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то при способе управления многоквартирным домом управляющей организацией орган местного самоуправления не вправе устанавливать размер такой платы.

Согласно Жилищному кодексу РФ (часть 3 статьи 156) размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт помещения для нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливают органы местного самоуправления Жилищный кодекс РФ (часть 3 статьи 156) не связывает установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт помещения для нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ (ЖСК), с принятием на общем собрании собственников помещений решения об установлении в таком доме размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 7 статьи 156 ЖК РФ). Размер платы за содержание и ремонт жилья для нанимателей помещений государственного или муниципального жилищного фонда может быть равен размеру такой платы для собственников помещений в доме. При управлении многоквартирным домом самостоятельно или через ТСЖ (ЖСК) наниматели вносят плату непосредственно наймодателю. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, платят за содержание и ремонт жилого помещения, а также за коммунальные услуги этой управляющей организации. Поскольку договоры управления многоквартирным домом заключают собственники помещений (в том числе и муниципалитет), то денежное обязательство по оплате цены договора (см. пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ) возникает между ними и управляющей организацией. При этом наниматели жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, выполняя свои обязательства перед наймодателями, вносят плату управляющей организации за собственников (наймодателей). Согласно части 4 статьи 155 ЖК РФ, если размер вносимой нанимателем платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Общежитие – это не многоквартирный дом

Жилищный кодекс РФ по-новому определяет порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в общежитиях. В соответствии с частью 2 статьи 94 ЖК РФ под общежития предоставляются «специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов». Из этого следует, что законодатель не отождествляет понятия «общежитие» и «многоквартирный дом». Жилищный кодекс РФ не содержит легального определения понятия «многоквартирный дом». Представляется, что к нему следует относить строение, в которых есть две и более квартиры. Статья 15 ЖК РФ признает квартирой «структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении». Если в доме, используемом под общежитие, есть две и более квартиры, то он относится к категории многоквартирных домов (причем независимо от того, используются квартиры в качестве жилых помещений в общежитии или нет). Жилищный кодекс РФ относит жилые помещения в общежитиях к специализированному жилищному фонду, входящему в состав государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19, часть 1 статьи 92).

Согласно части 6 статьи 156 ЖК РФ порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных помещений. Это положение применяется при проживании в одной комнате в общежитии нескольких граждан, являющихся самостоятельными нанимателями. В этих случаях размер платы будет устанавливать не только орган местного самоуправления (как это в общем случае предусмотрено частью 3 статьи 156 ЖК РФ для установления платы для нанимателей жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде), а в отношении своих жилых помещений соответственно уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. При проживании в одной комнате (комнатах, квартире) в общежитии одного нанимателя или нанимателя и членов его семьи действует общий порядок определения размера платы за жилое помещение в общежитиях. Поскольку договор найма жилого помещения в общежитии является разновидностью договора найма помещения государственного или муниципального жилищного фонда, то размер платы за пользование помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей должен устанавливаться органа­ми местного самоуправления, как это предусмотрено частью 3 статьи 156 ЖК РФ. Таким образом, установленный разделом VII Жилищного кодекса РФ новый порядок определения размера платы за жилое помещение существенно изменяет ранее применяемые подходы. Он более соответствует структуре собственности в жилищной сфере, уменьшает административное воздействие, сложившееся еще с советских времен. Определение размера платы в соответствии с новыми принципами должен оказать позитивное влияние на развитие конкуренции управляющих и ремонтно-строительных организаций, способствовать повышению качества содержания и ремонта жилья.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector