No Image

Эксперт по аттестации педагогических работников

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

Как законодательные изменения повлияют на аттестацию?

С 1 января 2017 года вступил в силу закон «О независимой оценке квалификации», утверждённый Приказом Минтруда России от 1 ноября 2016 года № 601н. В июле этого года Министерство образования и науки РФ утвердило план мероприятий по формированию и введению национальной системы учительского роста – «дорожную карту». Принятие таких шагов говорит о заинтересованности государства в профессиональном росте педагогических работников.

Шестого сентября прошёл вебинар «Аттестация педагогических кадров в условиях введения профессиональных стандартов», на котором педагоги обсудили влияние этих нормативные актов на порядок аттестации на соответствие занимаемой должности и повышения квалификации.

Вебинар провела Ольга Владимировна Бережнова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования».

В первую очередь я бы хотела сказать о том, что сейчас нужно всем очень хорошо разбираться, что происходит в системе образования, какие новые направления мы с вами видим и в чём мы все с вами участвуем, – этим напутствием Ольга Бережнова начала своё выступление.

Мир быстро меняется и характеризуется постоянным обновлением информации, поэтому от педагогов требуется постоянное совершенствование знаний. Непрерывное самообразование становится решающим фактором развития личности педагога на профессиональном пути.

Педагоги из Абакана, Лесосибирска, Тюмени и других городов России рассмотрели нормативно-правовую базу введения образовательных и профессиональных стандартов и обсудили требования к педагогическим работникам.

Нормативно-правовая база введения профстандарта «Педагог»

Педагогические работники ДОУ и профстандарты

Каждой специализации соответствует свой профстандарт:

  • Воспитатель – профстандарт «Педагог» (Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н);
  • Инструктор по физической культуре – профстандарт «Инструктор-методист» (Приказ от 8 сентября 2014 года № 630н);
  • Педагог-психолог – профстандарт «Педагог-психолог» (Приказ от 24 июля 2015 года № 514н);
  • Педагог дополнительного образования – профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ от 8 сентября 2015 года № 613н).

Бережнова отметила, что в должностных инструкциях, трудовых книжках и других бумагах должности прописываются чётко, как в профстандарте, без добавлений: не «педагог дополнительного образования по ИЗО», а просто «педагог дополнительного образования», «педагог-организатор» и так далее. Точность формулировок нужна, чтобы у работника не возникли сложности при прохождении аттестации.

Новый порядок аттестации

В настоящее время система аттестации включает в себя подтверждение соответствия занимаемой должности и установление квалификационной категории на основе портфолио педагога, то есть без единых критериев оценки.

Национальная система учительского роста предлагает другую модель аттестации по единому формату.

Субъекты РФ сами выбирают вариант проведения аттестации:

  • текущий формат, но с учётом требований профстандарта;
  • Единая федеральная оценка.

Но Ольга Бережнова считает, что в конечном итоге все будут обязаны проходить аттестацию по ЕФО.

Эта модель может применяться не только к учителям школы, но и к педагогам дошкольного образования, так как для учителей и воспитателей действует единый профессиональный стандарт «Педагог». Но если у сотрудника нет специального образования, то он не может проходить аттестацию.

Можно ли уволить сотрудника без специального образования?

Нет, уволить нельзя. Если сотрудник не соответствует профстандарту, то руководитель предлагает ему другую должность или переподготовку. Если у сотрудника нет образования дошкольной направленности, но он хочет работать в детском саду, то он проходит курсы ДПО по направлению деятельности ОО, переподготовку, поступает на бакалавриат или магистратуру. Также такой сотрудник может пройти независимую оценку квалификации.

Закон «О независимой оценке квалификации» вступил в силу с января этого года.

Предполагается, что независимая оценка квалификации поможет:

  • работнику – провести независимую оценку его квалификации для подтверждения её соответствия профстандарту, планировать дальнейшее обучение или карьеру;
  • работодателю – обеспечить организацию квалифицированными кадрами и планировать обучение сотрудников.

Считается, что независимая оценка будет стимулировать работников к профессиональному росту. Национальная система учительского роста предполагает возможность профессионального роста педагога по горизонтальной и вертикальной модели.

Педагог может выполнять три обобщённые трудовые функции A, B и C. ОТФ A включает в себя три трудовые функции:

  • А1 – профессиональная деятельность по обучению и воспитанию детей по ФГОС и основной образовательной программе;
  • А2 – взаимодействие с родителями воспитанников;
  • А3 – взаимодействие с коллегами.

Горизонтальная карьера воспитателя

Если педагог выполняет только профессиональную деятельность – А1, то у него будет должность воспитатель или учитель. А1 – это соответствие занимаемой должности. Если воспитатель подтверждает, что взаимодействует с родителями, то он может претендовать на первую квалификационную категорию. Если педагог проводит семинары, семинары-практикумы и участвует в различных конференциях – взаимодействует с коллегами, то он получает возможность выйти на высшую квалификационную категорию.

Читайте также:  В каком случае договор считается заключенным

Вертикальная карьера воспитателя

Если педагог осваивает функцию B, то он может именоваться старшим воспитателем. Старший воспитатель выполняет полностью ОТФ А и ОТФ B. Если воспитатель осуществляет ещё функцию С, то он может стать ведущим воспитателем.

То есть все должностные обязанности будут переписываться, – делает вывод Бережнова. – И три должности уже – не просто воспитатель, а воспитатель, старший воспитатель и ведущий воспитатель. Такого у нас ещё не было в системе дошкольного образования – ведущий воспитатель.

Вопросы участников

Тема оказалась злободневной для участников вебинара, и педагоги засыпали эксперта вопросами.

ОТФ С – воспитатель работает с детьми в группе как основной воспитатель, или это должность?

Он работает как воспитатель. Слово воспитатель предполагает работу с детьми. Но кроме работы с детьми, могут быть другие функции, которые он осуществляет. И если он осуществляет эти функции дополнительно, то он тогда может быть или старшим, или ведущим воспитателем в зависимости от того, какие функции на него возложены.

Для учителя начальных классов, работающего воспитателем в ДОО, достаточно курсов повышения квалификации или необходима профессиональная переподготовка?

В соответствии с действующим законодательством, преподавание в начальных классах входит в кластер «Образование и педагогические науки», то есть это одно и то же направление подготовки. В соответствии с профессиональным стандартом этот человек может работать в системе образования, в данном случае – дошкольного.

Учитель входит в кластер «Образование и педагогические науки», но так как у него нет специального дошкольного образования, то ему нужно дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации – повышение квалификации не реже одного раза в три года.

Каждая образовательная организация готовит план по организации применения профессиональных стандартов в организации. В плане указывается:

  • список профстандартов, подлежащих применению;
  • сведения о потребности работников в профессиональном образовании;
  • этапы применения профстандартов;
  • перечень локальных нормативных актов, которые подлежат изменению с учётом положений профессиональных стандартов.

В плане прописываются процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности, сертификации, оценки квалификации, разработки должностных обязанностей и так далее. Все мероприятия должны быть завершены до 1 января 2020 года.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

В результате обучения, Вы получаете диплом о профессиональной переподготовке
установленного образца.

Поддержка выпускников После окончания обучения
вы не останетесь наедине
с собой. И сможете обращаться
за советом и помощью
к куратору.

ЧУ «ООДПО «Международная Академия Экспертизы и Оценки» осуществляет подготовку экспертов по
аттестации педагогических кадров. А также по 350 другим направлениям в дистанционном формате по
всей России.

Лицензия на образовательную деятельность № 1420 от 21.04.2014.

Академия основана в 2013 году и благодаря доступным ценам и высокому качеству обучения быстро стала организацией федерального масштаба. У нас успешно прошли обучение более 10 056 человек из всех 85
субъектов Российской Федерации. По данным Интерпрофстата, в 2018 г. мы вошли в 100 лучших
образовательных учреждений России. По данным Росстата, в рамках аудита социально-экономического
проекта «Элита Нации», заняли 34 место среди 700 предприятий России по ОКВЭД «Образование
профессиональное дополнительное».

Деятельность академии носит международный характер. Среди наших выпускников представители
Германии, Болгарии, Франции, Израиля, Азербайджана, Казахстана, Республики Беларусь, Армении и др.

Наша миссия: сделать качественное дополнительное профессиональное образование максимально
доступным.

МАЭО входит в группу компаний, к которой также относятся:

УМЦ «Интеллект» Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
(umcin.ru), который осуществляет подготовку экспертов-оценщиков на базе государственного ВУЗа: Более 1300 оценщиков выпущено; 17 лет опыта обучения оценщиков.

Консалтинговая компания «Центр Реформ Предприятий» (crpocenka.ru), которая занимается оценкой
всех видов имущества по всей России. А так же сертификацией персонала по профстандартам: С 1998 года на рынке; Лауреат XXVIII премии «Элита национальной экономики 2013». Медаль «За развитие
предпринимательства»; Член Международной Палаты Оценщиков, Гильдии Профессиональных Экспертов и Оценщиков,
ОПОРЫ России, Торгово-промышленной палаты Саратовской области; Собственные разработки в области экономического и социального развития, получившие
положительный отзыв в Экономическом управлении Президента Российской Федерации,
Минэкономразвития России и Рабочем центре экономических реформ при Правительстве
Российской Федерации.

Читайте также:  Нормативно правовой акт обладающий высшей юридической силой

АНО «Профессиональный стандарт» (профессиональный-стандарт.рф, классификация-гостиницы.рф),
который осуществляет обучение рабочих и служащих. А так же оказывает услуги по классификации
гостиниц и иных средств размещения, пляжей и горнолыжных трасс.

Проходя обучение у нас, вы можете быть уверены, что обратились в крупную серьезную организацию,
которая существует уже не первый десяток лет и обеспечивает наилучшее качество образовательных
услуг.

В данном методическом пособии представлено описание структуры и содержания экспертного заключения на примере экспертного заключения на педагогического работника общеобразовательного учреждения по должности «учитель» основной и старшей ступени
среднего полного общего образования с учетом результатов государственной итоговой аттестации (ГИА) и единого государственного экзамена (ЕГЭ)

Скачать:

Вложение Размер
ekspertiza_pedagogicheskoy_deyatelnosti_pri_attestacii_pedagogicheskih_rabotnikov_obshcheobrazovatelnyh_uchrezhdeniy.doc 315 КБ

Предварительный просмотр:

Экспертиза педагогической деятельности при аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений

Для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника при аттестационной комиссии создаются экспертные группы. Во главе экспертной группы стоит председатель, который координирует деятельность экспертов, отслеживает проведение процедуры в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников, проверяет грамотность составления экспертного заключения.

Процедура экспертизы включает следующие этапы:

– выезд экспертной группы в образовательное учреждение аттестуемого педагогического работника;

проведение экспертизы профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника;

-подготовка экспертного заключения по результатам проведенной экспертизы.

Эксперты в процессе аттестации делают выводы об уровне профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника на основании:

-посещения одного открытого учебного занятия/мероприятия (на открытом занятии педагог должен продемонстрировать владение какой-либо одной или несколькими технологиями/методиками);

-анализа информации из портфолио;

-собеседования с аттестуемым педагогическим работником;

-собеседования с администрацией образовательного учреждения, где работает аттестуемый, руководителем школьного методического объединения.

В течение меж аттестационного периода педагог формирует портфолио. Портфолио (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определенный период профессиональной деятельности. Следует отметить, что образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. В тоже время, в соответствии с существующим порядком аттестации педагогических работников (п.30, 31), наиболее целесообразным и оптимальным, на наш взгляд, будет создание следующих разделов портфолио:

-«Применение современных образовательных технологий и методик»;

-«Продуктивность и эффективность методической деятельности»;

-«Продуктивность и эффективность образовательной деятельности».

Содержательное наполнение разделов портфолио:

В раздел «Применение современных образовательных технологий и методик» должно быть включено все, что служит доказательством владения педагогом современными образовательными технологиями/методиками:

-методические разработки (авторская технология и/или методика, разработанная аттестуемым педагогом, в рукописи, имеющая положительную внешнюю рецензию или публикация, описывающая применение авторской образовательной технологии и/или методики);

-конспекты занятий, уроков;

-описание результатов реализации технологии/методики (графики, диаграммы и т.д. с кратким сопроводительным анализом);

-выступления на научно-практических конференциях, мастер-классах, семинарах и т.д. (тексты докладов, презентации, программы мероприятий и др.);

-представление информации на сайте;

Степень владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками может быть определена также на основе собеседования экспертов с
администрацией ОУ, руководителем ШМО. При этом рекомендуется наличие следующих материалов: документы ШМО, отчетно-аналитическая документация администрации ОУ, подтверждающие деятельность педагога по распространению опыта по реализации
технологии и/или методики (за меж аттестационный период).

При собеседовании экспертов с педагогическим работником оценивается весь набор его профессиональных знаний и умений, позволяющих получать устойчивые результаты деятельности. Необходимо учесть и тот факт, что педагог на уроке может показать уровень владения 1-2 технологами/методиками, а остальные – в процессе собеседования.

При представлении технологии/методики, педагогу следует доказать степень владения ими: от применения отдельных
элементов до системного владения. В случае если педагог заявляет о системном владении технологии/методики, наиболее оптимальным будет представление конспектов (не менее 3-х по каждой) либо видеоматериалов учебных занятий. В подтверждение владения конкретной технологией/методикой педагогу, в процессе собеседования с экспертом, рекомендуется представить конспекты основных типов занятий в данной технологии/методике.

-Во время собеседования педагогический работник должен продемонстрировать следующие знания по применяемым им технологиям/методикам: знание концепции (научность, актуальность, идея, принципы, подходы и т.д.);

-четкость формулировки целей и задач, их диагностичность (возможность измерить);

-оптимальность (возможность максимального достижения при минимальных затратах);

-системность (комплексность, целостность);

-структурированность (иерархичность, логичность, преемственность);

-процессуальность (управляемость, алгоритмичность, диагностичность, инструментальность);

-сензитивность (соответствие закономерностям возрастного развития) методов и содержания.

Наряду с этим, владение технологиями/методиками может быть представлено какими-либо собственными методическими разработками педагога (авторская разработка образовательной технологии и/или методики и ее применение в УВП). В данном случае, в процессе собеседования, педагогу может быть предложено ответить на следующие вопросы:

Читайте также:  Какой штраф если уехал с места дтп

В чем оригинальность авторской разработки?

Чем вызвана необходимость ее создания?

Какой результат прогнозируется получить (или уже получили) после применения авторской разработки?

Может ли данная разработка быть использована в практике других педагогов? При каких условиях?

Методическая разработка должна состоять из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, списка использованных источников, приложения. Во введении обосновываются
причины, условия возникновения и становления опыта, описанного в методической разработке, его актуальность. Здесь же аргументируется новый подход, позволяющий решить возникшую проблему
или противоречие, показываются преимущества. Введение может быть как кратким, так и развернутым. Но главное – автор должен ответить на вопросы: почему сделана работа? Каков результат ее применения? Таким образом, во введении обосновывается целесообразность создания данной методической разработки. Основная часть содержит материал, представляемый педагогом. В ней автор излагает содержание своей разработки, отвечая на вопросы: Что предлагается? Зачем? Как необходимо действовать? В зависимости от цели, задач, качества и значимости, методическая работа может быть разных уровней. Методическая разработка может быть очень простая и представлять собой разработку конкретного урока. Более сложные методические разработки:

педагогический работник, используя в работе элементы изученного передового опыта, меняет содержание и технологию обучения. Представляется данная методическая работка в виде цикла уроков, описания практических работ и т.п.;

педагогический работник создает новую систему, несущую элементы передовых подходов, творчества, диалектического стиля мышления. Результатом этой работы могут быть дидактические пособия, учебно-методический комплекс по разделу или теме, включающий цикл уроков или внеклассных мероприятий;

педагогический работник создает работу творческого характера: разрабатывает авторскую программу и проводит экспериментальную работу по ее внедрению, разрабатывает новые
дидактические пособия или новые формы и методы обучения. Требования к написанию методических разработок: содержание методической разработки должно соответствовать теме и цели, материал систематизирован, применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

Диагностический инструментарий может включать в себя пакет тестов, контрольных, диагностических работ, материалы для итоговой и промежуточной аттестации, темы творческих заданий для учащихся и др.

Особое внимание экспертов при определении уровня владения педагогом современными образовательными технологиями/методиками уделяется учебному занятию. Урок, учебное занятие/воспитательное мероприятие – основная единица учебно-воспитательного процесса и
только на нем можно получить достаточно полное представление о работе педагога. Необходимо помнить, что именно на учебном занятии/воспитательном мероприятии педагог должен продемонстрировать уровень владения технологиями/методиками.

Оценка уровня профессиональной компетентности педагога, на данном этапе экспертизы, состоит из двух частей. Первая – самоанализ проведенного занятия педагогом. Вторая – экспертная оценка. Самоанализ проведенного открытого учебного занятия/воспитательного мероприятия в аспекте реализуемой технологии может включать:

-описание траектории достижения цели через реализацию поставленных задач (при этом анализируется реализация каждой задачи в отдельности);

анализ реализации технологии по критериям технологичности;

вывод о степени достижения поставленной цели;

анализ выявленных проблем, недочетов (если они есть по его мнению);

стратегия действия педагога для устранения выявленных проблем, недочетов и достижения поставленной цели в полном объеме.

Разделы портфолио «Продуктивность и эффективность методической деятельности» и «Продуктивность и эффективность образовательной деятельности» условно можно назвать документальными, так как они, в основном, содержат документы, подтверждающие
продуктивность методической и образовательной деятельности педагога. В данных разделах педагог должен представить материалы, подтверждающие его право на установление первой или высшей
квалификационной категории (сертификаты, грамоты, дипломы, благодарности, копии приказов, справок, выписки из протоколов и др.), при этом все представленные материалы должны быть заверены руководителем образовательного учреждения. В портфолио должны быть включены материалы за меж аттестационный период, то есть за время, прошедшее с момента прошлой аттестации.

3.3. Структура и содержание экспертного заключения на педагогического работника

В данном методическом пособии представлено описание структуры и содержания экспертного заключения на примере экспертного заключения на педагогического работника общеобразовательного учреждения по должности «учитель» основной и старшей ступени
среднего полного общего образования с учетом результатов государственной итоговой аттестации (ГИА) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) (Приложение 1). Экспертное заключение состоит из трех основных разделов, каждый из которых включает по одному критерию, конкретизируемому
множеством соответствующих показателей.

методики
(владеет современными
образовательными технологиями
/методиками и эффективно
применяет их в УВП)

(не более 100 баллов за одну
технологию/методику)

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector