No Image

Сроки освоения земельного участка под ижс

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Комментарий к Ст. 284 ГК РФ

1. В связи с ограничительным количеством земельных участков как объектов гражданского оборота, а также с их особой важностью и ценностью для жизни общества особое значение имеет вопрос их эффективного использования.

В частности, поскольку земельный участок является специфическим, особо ценным объектом имущественных отношений, у участников гражданского оборота зачастую возникает интерес в приобретении прав на земельные участки не в целях их использования по назначению, а для инвестирования своих денежных средств с учетом возможности последующей перепродажи таких участков по более высокой цене. В определенных случаях это приводит к ухудшению состояния земли, например к зарастанию сорняками или кустарником, ухудшает качество земель сельскохозяйственного назначения, и в последующем могут потребоваться дополнительные серьезные усилия, чтобы привести земельный участок в состояние, пригодное для использования по назначению.

Не меньшую проблему для общества представляет вопрос, связанный с неэффективным использованием земельных участков под жилищное строительство. Жилые помещения, так же как и земля, представляют собой особо значимые объекты собственности для общества. Население страны испытывает острую нужду в жилье. К примеру, в целях обеспечения жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и не используемых для реализации полномочий Российской Федерации, определенных федеральными законами, Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2008 г. N 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» установлен для федеральных органов исполнительной власти запрет на согласование сделок по распоряжению земельными участками в целях, не связанных прежде всего с жилищным строительством. Поэтому на собственника земельного участка законом возложены определенные обязанности, связанные с его особым использованием.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2008. N 14. Ст. 1424.

В силу ст. 42 ЗК РФ как собственники земельных участков, так и лица, не обладающие правом собственности на земельные участки, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным видом использования, причем способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. При этом в указанную статью непосредственно была включена дополнительная обязанность для собственников земельных участков — своевременно приступать к использованию земельных участков.

2. Земельный кодекс РФ различает порядок принудительного прекращения права на земельный участок в случае его неиспользования для собственников (ст. 44) и для лиц, владеющих участком на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования (ст. 45).

При этом в соответствии со ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается в том числе в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно Гражданскому кодексу РФ основанием для принудительного изъятия земельного участка может являться ненадлежащее использование данного участка: неиспользование в течение установленного федеральным законом срока в соответствии с целевым назначением либо грубое нарушение правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством (см. также комментарий к ст. 285 ГК).

В частности, в соответствии с комментируемой статьей земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда данный участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом.

В данном случае необходимо учитывать признак обязательности цели использования земельного участка: производство сельскохозяйственной продукции; осуществление жилищного или иного строительства, а также временной признак, поскольку факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока. При этом в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Аналогичная норма в части использования земель сельскохозяйственного назначения включена в Федеральный закон от 24 июля 2004 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно п. 3 ст. 6 которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.

3. Согласно ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. При этом разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на 10 лет.

Кроме того, ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

В данном случае положения Градостроительного кодекса РФ фактически предусматривают возможность применения более длительных сроков освоения земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

Одновременно следует отметить, что законодательно не определено, когда должно начинаться использование земельного участка по целевому назначению: с даты предоставления земельного участка или с даты получения разрешения на строительство; не установлено, когда в данном случае обязанность использования по целевому назначению считается исполненной: с даты начала строительных работ, даты введения объекта в эксплуатацию или с даты регистрации права на объект недвижимости. Представляется, что данный вопрос до его разрешения законодателем должен решаться на основании исследования всех обстоятельств, связанных с бездействием соответствующего собственника по реализации им прав в части использования принадлежащего ему земельного участка.

4. Одним из основных принципов земельного законодательства является закрепленное п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, которые должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Изменение целевого назначения земель допускается только после их перевода в иную категорию в порядке, установленном земельным законодательством.

Кроме того, в п. 1 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, устанавливающем основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения, закреплен принцип сохранения целевого использования земельных участков.

Абзацем 1 п. 1 ст. 6 названного Федерального закона предусмотрено, что собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием.

Таким образом, использование земельного участка по целевому назначению означает использование земельного участка в соответствии с заранее заданными целями: в данном случае исключительно для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства. Использование собственником земельного участка под иные цели, в том числе обеспечивающие в той или иной степени эффективное пользование участком, не исключает применение установленных комментируемой статьей оснований для принятия решения об изъятии данного участка.

5. Следует признать, что указанные в комментируемой статье случаи принудительного изъятия у собственников земельных участков в связи с их неиспользованием представляют собой форму публично-правового вмешательства в частные дела собственника в общественных интересах, как и изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

В то же время в случае изъятия недвижимости для государственных или муниципальных нужд необходимость изъятия обосновывается непосредственно общественными интересами (необходимость использования изымаемого земельного участка в общественных интересах).

Изъятие же на основании ненадлежащего использования — это фактически санкция за нарушение установленного в общественных интересах порядка использования земельных участков.

При этом данное основание принудительного изъятия земельных участков следует также отличать от специальных случаев принудительного изъятия недвижимого имущества, предусмотренного гражданским законодательством, — реквизиции, конфискации, национализации. Это исключительные случаи, цель проведения такого изъятия — также общественные интересы. Вместе с тем следует достаточно четко отграничивать правовые режимы особенностей такого изъятия.

Реквизиция отличается тем, что она имеет в виду указанные в п. 1 ст. 242 ГК РФ, ст. 51 ЗК РФ чрезвычайные обстоятельства, для устранения которых необходимо немедленное изъятие у собственника определенного имущества. Цель реквизиции не в пресечении противоправного поведения собственника, а в обеспечении безопасности граждан, спасении имущества, уничтожении зараженных животных в случаях эпидемии, эпизоотии.

Конфискация имущества, согласно ст. 243 ГК РФ, представляет собой принудительное безвозмездное изъятие государством всего имущества (или его части), являющегося собственностью лица, совершившего прежде всего уголовно наказуемое деяние (преступление).

Читайте также:  Отказная от наследства в пользу других лиц

Под национализацией в соответствии с п. 2 ст. 235 ГК РФ понимается обращение исключительно в собственность государства имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Национализация возможна только на основании специального закона с возмещением стоимости имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ.

6. За неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение срока, определенного федеральным законом, ст. 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа для граждан — в размере от 500 до 1 тыс. рублей, для должностных лиц — от 1 тыс. до 2 тыс. рублей и для юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.

При этом в соответствии с ч. 2 статьи 54 ЗК РФ условие о неустранении фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа является одним из существенных оснований для принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Комментируемая статья не содержит подобной нормы.

Вместе с тем представляется, что привлечение собственника земельного участка к административной ответственности должно являться обязательным условием для реализации процедуры принудительного прекращения его права по установленным комментируемой статьей основаниям, поскольку наличие факта привлечения к данной ответственности и последующее несоблюдение собственником требований по своевременному использованию земельного участка должны служить одними из основных доказательств неисполнения им возложенных на него обязанностей. В ином случае собственники оказываются в дискриминационных условиях по сравнению с лицами, владеющими участками на иных, ограниченных правах.

7. Порядок изъятия земельных участков у их собственников по установленным комментируемой статьей основаниям определен ст. 286 ГК РФ, которая содержит ряд норм отсылочного характера к земельному законодательству в части определения органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного принимать решения об изъятии земельных участков, порядка обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях, а также устанавливает требование о продаже соответствующих земельных участков с публичных торгов и об исключительно судебном порядке разрешения возникающих в связи с такой продажей разногласий с собственниками этих участков (см. также комментарий к указанной статье).

В последние десятилетия в большинстве сфер жизни российского общества произошли масштабные изменения. К числу самых значимых эксперты относят становление и развитие рынка земли. Сегодня в оборот этой недвижимости вовлечен широкий круг физических и юридических лиц. Несмотря на присущий рынку земли элемент инерционности, наличие недочетов и даже противоречий в законодательной базе, инвестиции в такие активы постоянно увеличиваются. Поэтому у многих россиян возникает интерес к тому, что такое земельный участок под ИЖС.

Отличия участков под ИЖС от земель других категорий

Список предложений земли не ограничивается наделами, в названии которых присутствует лишь аббревиатура ИЖС. Встречаются также участки типа ДНТ, СНТ и прочие. Эти сокращения обозначают конкретный вид собственности на определенный земельный надел. Но наиболее востребована земля, которая относится именно к рассматриваемой категории.

Вначале следует упомянуть, как расшифровывается ИЖС участок. Это – аббревиатура, которая означает “индивидуальное жилищное строительство”. Забегая наперед, отметим, что покупка такого участка допускает использование материнского капитала. К тому же на данную финансовую операцию распространяется возможность применения налогового вычета. Подробнее речь об этом пойдет ниже.

Если участок относится к категории “земля для ИЖС” – это значит, что территория предназначена для возведения частного дома по индивидуальному проекту. Исходя из данной формулировки эксперты единодушны во мнении касательно случаев, когда надел по документам официально попадает под данную категорию.

Если будущие владельцы земли собираются проживать в построенном доме постоянно, прописаться там и получить почтовый адрес, приобретать следует только такой участок.

Следует объяснить, что означает статус ИЖС применительно к зданию. Прежде всего оно должно иметь не более трех этажей. Кроме того, согласно ст. 49 Градостроительного Кодекса , на территории городских поселений и округов застройка и конфигурация ИЖС должны соответствовать общему плану населенного пункта.

Каждый земельный надел характеризуется видом разрешенного использования, определение которого является прерогативой специалистов при местной администрации. Поэтому полезно узнать, в чем разница СНТ и ИЖС. Кстати, аббревиатура СНТ означает “садоводческое некоммерческое товарищество”.

Отличия между участками этих категорий:

  1. Надел под ИЖС располагается, как правило, в черте городского поселения или муниципального образования. Земля СНТ имеет исключительно сельскохозяйственное назначение.
  2. На земле под ИЖС можно строить жилой дом высотой не более 3 этажей. На участках СНТ разрешается строительство лишь дачных домиков.
  3. Оформление постоянной регистрации на наделе под ИЖС не сопряжено ни с какими сложностями, но для постановки на учет на земле СНТ следует сначала ходатайствовать о признании постройки жилой и вводе ее в эксплуатацию.
  4. Поскольку участки под ИЖС располагаются на территории поселения, их благоустройство финансируется из местного бюджета. Для развития инфраструктуры вокруг СНТ тоже используются бюджетные средства, но его внутренняя территория благоустраивается только за счет взносов членов товарищества.

Если речь зашла об аббревиатурах, стоит упомянуть также понятие ДНП – “дачное некоммерческое партнерство” и ЛПХ – “личное подсобное хозяйство.

Больше информации по этому вопросу можно получить в статье «Категории земель в РФ».

Преимущества участков под ИЖС

Основные преимущества участков под индивидуальное строительство заключаются в особенностях целевого оформления возведенного на них жилья. Частично этот вопрос затрагивался выше, но стоит уточнить некоторые моменты.

  • Покупка земли под строительство дома сопровождается значительными затратами на возведение сооружения. Если при нехватке средств придется обращаться в банк за кредитом, финансовая организация предоставит крупный заем под залог участка под ИЖС.
  • Поскольку наделы рассматриваемой категории находятся в пределах населенных пунктов, подключение к инженерным коммуникациям, в первую очередь к системам водо- и электроснабжения, не сопряжено с особыми сложностями.
  • Уменьшение фискальных сборов. Зная, сколько стоит участок, можно рассчитать предусмотренную законодательством сумму налогового вычета. Государство вернет покупателю надела под ИЖС 13% от суммы сделки. При этом в учет принимается сумма затрат на приобретение участка не более 2 млн. руб. То есть возвращается максимум 260 000 рублей.
  • Независимость. Обеспечивается она обособленностью расположенного в населенном пункте участка под ИЖС. И это, пожалуй, самое существенное, чем отличаются наделы под строительство от предназначенных для садоводства или дачного поселка. Приобретая участки последних двух категорий, гражданин становится членом товариществ/партнерств. То есть, он вынужден:
  • заплатить взносы – вступительный и целевой;
  • подписать с конкретной компанией договор на обслуживание;
  • заключить договор на пользование инженерными коммуникациями и так далее.

Владельцу участка под ИЖС делать это не придется.

Наделам в ДНП и участкам под ЛПХ тоже присущи некоторые особенности. Приобретение земли ЛПХ имеет определенные преимущества перед наличием права собственности на наделы землепользования других категорий.

Достоинства и недостатки наделов под жилое строительство

Плюсы участков под ИЖС определяются, прежде всего, их расположением на территории населенного пункта. Среди достоинств можно перечислить то, что:

  • власти обязаны поддерживать дороги в хорошем состоянии, отслеживать инфраструктуру земель: поблизости должны располагаться остановки общественного транспорта, магазины, больницы, школы;
  • на участках данной категории допускается возведение хозпостроек, обустройство огорода или сада;
  • владельцам предоставляется возможность оформления налогового вычета.

Но тип земли ИЖС – отнюдь не идеальная форма собственности. Она имеет также некоторые недостатки, в частности:

  • участок данной категории не может превышать установленную законодательством площадь. Эта норма варьируется в регионах и определяется решением органов местного самоуправления;
  • строительство жилого частного дома регулируется большим количеством нормативных актов. Поэтому на каждом этапе возведения здания гражданину придется оформлять соответствующий пакет документов и учитывать требования различных ГОСТов и СНиПов. На это уйдет масса времени. А процедура ввода в эксплуатацию чрезвычайно бюрократизирована.

Законодательные нормы использования земли под ИЖС

О том, что такое ИЖС в Земельном кодексе , уже упоминалось выше. Кроме этажности, в п.39 ст. 1 ЗК РФ прописано требование к общей высоте строения – она не должна превышать 20 метров.

Одной из ключевых характеристик дома является его неделимость на самостоятельные объекты недвижимости.

Помимо комнат, в нем могут находится вспомогательные помещения, предназначенные для удовлетворения жильцами бытовых и других нужд.

В августе 2019 года законодательство претерпело изменения касательно вопроса использования земель под ИЖС. Тогда вступил в силу Закон № 340-ФЗ от 03.08. 2019 «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс…» . Согласно его положениям, порядок начала и окончания возведения объекта ИЖС носит уведомительный характер.

Застройщик не обязан получать разрешение на проведение работ. Достаточно лишь поставить в известность уполномоченный орган.

Кстати, в этом заключается принципиальное отличие земли ИЖС от СНТ по новому закону. Чтобы построить жилой дом на участке для садоводства, нужно получить разрешение от градостроительного отдела районного органа самоуправления по месту расположения надела.

Нормы застройки участка под ИЖС

В последнее время никаких изменений в нормах строительства на участках данной категории не произошло. Так, при возведении дома в данном случае следует руководствоваться положениями СНиП 31.02.2001 . В частности, объект индивидуального жилищного строительства должен иметь общую площадь не более 1,5 тыс. м2. Кроме того, при застройке участка нужно соблюдать установленные расстояния от здания:

  • до проезда – 3 м,
  • до дороги – 5 м.
Читайте также:  Продажа недвижимости по доверенности риски

Действуют также правила размещения ограждений. Например, следует помнить, что удаленность забора от дома должна быть не меньше 3 м. Нежилые постройки могут находиться на расстоянии 1 м от ограждающей участок конструкции.

Все, что можно делать на землях ИЖС, тоже регламентируется СНиПами. В частности, если надел расположен в холмистой местности или поблизости от леса, водоема, хозяину придется создать укрепленный фундамент или оформить разрешение на вырубку деревьев.

Кто и какие здания может строить на земле под ИЖС

Основным документом, регулирующим проведение строительных работ на наделах под ИЖС, является Градостроительный Кодекс РФ. Обычно используются такие земельные участки под строительство коттеджа. При этом внутренняя конструкция сооружения должна соответствовать следующим требованиям:

  • высота потолка – 2,5 м;
  • размер спальной комнаты – не менее 8 м2;
  • площадь гостиной – от 12 м2;
  • общая площадь санузла – не меньше 2,7 м2.

На участке разрешается возводить гараж. Причем нормы СНиПов относительно размеров этой постройки носят рекомендательный характер. Обязательны к соблюдению только удаленность гаража от забора, а также от собственного и соседнего домов.

Кроме того, категория земель под ИЖС позволяет собственнику строить:

  • баню,
  • сарай,
  • навес,
  • встроенную/пристроенную веранду,
  • беседку,
  • туалет.

Если говорить о том, кто может заниматься возведением сооружений на таком участке, то при выборе компании-контрагента необходимо удостовериться, что у нее есть разрешения на строительство частного дома.

Как можно бесплатно получить надел под ИЖС

Получить землю под строительство частного дома на безвозмездной основе могут:

  • граждане, на содержании которых находится трое и больше малолетних детей. Родители должны состоять в официальном браке (иметь брачное свидетельство) и обладать статусом многодетной семьи. Быть многодетными могут также родители-одиночки. Участок предоставляется однократно, а его площадь не должна быть меньше 3 соток. Максимальное значение этого параметра в каждом регионе РФ отличается. В среднем по стране площадь составляет 30 соток;
  • граждане иных категорий в случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, например:
  • кавалеры Ордена Трудовой Славы;
  • Герои Советского Союза;
  • Герои Труда РФ и так далее.

Сама процедура бесплатного получения земли в ЗК РФ описана в общих чертах со ссылкой на региональные законы. Тем не менее, можно выделить следующие этапы:

  • подача в орган местного самоуправления заявления на постановку в очередь:
  • сбор пакета документов;
  • ожидание предоставления участка;
  • получение земли.

Чтобы надел не был изъят, рекомендуется приступить к строительству в первый же год оформления его в собственность.

Как приобрести надел под ИЖС

Давайте разберемся, как правильно купить землю под строительство дома. Хотя эта процедура обычно трудностей не вызывает, чтобы не потерять время и деньги, нужно заранее:

  • убедиться, что земля действительно предназначена для ИЖС;
  • выяснить основания покупки надела текущим владельцем и проверить законность его права собственности;
  • удостовериться в отсутствии обременений на землю.

Сама же покупка участков земли под ИЖС включает следующие этапы:

  1. Обращение в городскую администрацию с заявлением о выделении надела.
  2. Ожидание принятия решения. Органу местной власти отводится на это 30 дней. При наличии оснований возможен отказ.
  3. При принятии положительного решения власти публикуют в интернете и СМИ извещение о продаже земельного участка на аукционе.
  4. В случае отсутствия других претендентов либо по результатам торгов администрация оформляет договор купли-продажи надела.

Чтобы сделка прошла без задержек, нужно знать, какие документы должны быть при покупке земельного участка ИЖС. Кратко перечислим их:

  • документ, указывающий предназначение земли;
  • паспорт гражданина РФ;
  • правоустанавливающий документ на надел;
  • выписка из ЕГРН об отсутствии обременений;
  • регистрационное свидетельство с присвоенным участку кадастровым номером;
  • технический паспорт.

Аренда надела у администрации под застройку

Чтобы арендовать участок под ИЖС, нужно выполнить следующие действия:

  1. Заказать в горадминистрации копию плана местности в масштабе 1:500.
  2. Подобрать участок без строящихся объектов.
  3. Выяснить в местной администрации, возможна ли аренда этого надела.
  4. Убедиться в отсутствии на участке объектов, препятствующих строительству.
  5. Подать заявку на застройку.

На принятие органом власти решения может уйти несколько недель. При положительном исходе рассмотрения заявки проводится аукцион. Извещение о нем публикуется в СМИ и интернете.

Заключение

Земля под ИЖС входит в число самых популярных форм собственности. На таком участке можно возвести полноценный дом. Он станет надежным активом не только текущих собственников, но и их детей. Однако при строительстве необходимо соблюдать нормы ГОСТов и СНиПов. Если постройка возведена без нарушений, ни один суд не обяжет владельца снести ее. Ему не придется решать и проблемы, связанные с оформлением недвижимости в собственность.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Земля является важнейшим природным ресурсом, служащим экономической основой любой хозяйственной деятельности, а также основой функционирования института собственности. Не случайно в статье 9 Конституции Российской Федерации [1.1] провозглашен принцип, согласно которому земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности. Определено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Земля как место размещения объектов недвижимости представляет особый интерес. При этом, в соответствии с действующим законодательством приобрести права на земельный участок с целью функционирования на нем объекта недвижимости можно двумя способами: приобрести права на земельный участок под уже существующим объектом согласно статьям 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), либо получить свободный земельный участок для размещения вновь создаваемого объекта недвижимости, то есть для целей строительства [2.2].

На сегодняшний день значительная часть такого экономического ресурса, как земля, относится к публичной собственности. По состоянию на 01.01.2013 в государственной и муниципальной собственности находилось 1576,8 млн.га земли, что составляет 92,2% всех земельных участков. В собственности граждан 118,3 млн.га – 6,9%, и наименьшая часть в собственности юридических лиц – 14,7 млн.га, что составляет 0,9% [4.1].

Следовательно, приобретение у государства земли в целях строительства на ней объектов недвижимости приобретает все большее значение в предпринимательской деятельности.

Основной формой договорного, срочного и возмездного владения и пользования земельным участком, находящимся в публичной собственности, является аренда. Возможность совершения сделок с земельными участками, в том числе заключения договоров аренды, предопределила вовлечение земли в гражданский оборот. Аренда становится одной из наиболее перспективных форм землепользования. Договор аренды земли наиболее полно отвечает целям повышения эффективности использования государственных и муниципальных земель, обеспечивает возможность пополнения государственного бюджета за счет арендных платежей за землю [2.3].

Правовой режим земельного участка, предоставленного по договору аренды, в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые, в частности, заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства, определении ставок арендной платы и установлении в законе специальных оснований для прекращения договора аренды.

В условиях бурного развития строительной отрасли и необходимости наиболее эффективного использования земельных ресурсов государства, вопрос о целевом и своевременном использовании земли приобретает все большую актуальность и становится одним из приоритетных направлений как государственной, так и региональной политики.

В послании Губернатора Тюменской области областной Думе от 24.10.2013 «О положении дел в области» особое внимание было уделено вопросам, связанным с арендой земельных участков для реализации инвестиционных проектов. Неиспользование земельных участков, предоставленных для целей строительства, стало основой для поручения органам исполнительной власти Тюменской области и органам местного самоуправления «…провести ревизию всех ранее заключенных инвестиционных договоров — и инициировать расторжение тех из них, по которым работа так и не началась. А в новые договоры в обязательном порядке включать норму, согласно которой отсутствие активности инвестора влечет за собой расторжение договора либо кратное увеличение ставки арендной платы» [1.4].

В целях исполнения данного поручения органами исполнительной власти Тюменской области была организована работа по внесению изменений в нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации – Тюменской области, устанавливающий порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности – Положение об аренде земельный участков, находящихся в государственной собственности, утвержденное постановлением Правительства Тюменской области от 09.07.2007 № 148-п [1.5].

Так, постановлением Правительства Тюменской области от 20.06.2014 № 331-п «О внесении изменений в постановление от 09.07.2007 № 148-п» были внесены поправки в части определения размера арендной платы за пользование земельным участком, а именно, предусмотрено применение двукратного размера арендной платы в случае, если земельный участок, предоставленный для строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства) на срок более трех лет, не используется для указанной цели в течение трех лет со дня его предоставления [1.6].

Помимо повышения размера арендной платы неиспользование земельного участка в целях строительства в течение трехлетнего срока влечет прекращение договора аренды земли по инициативе арендодателя (пункт 2 статьи 45 ЗК РФ). При этом, в период неиспользования земельного участка не включается время, необходимое для его освоения, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Читайте также:  Что нужно чтобы отказаться от ребенка

Обязанность лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по их использованию в соответствии с целевым назначением установлена в статье 42 ЗК РФ.

Однако такое абстрактное регулирование пунктом 2 статьи 45 ЗК РФ «времени, которое необходимо арендатору для использования земельного участка» и «обстоятельств, исключающих такое использование» приводит к неоднозначности в толковании данной нормы права и, как следствие, различным подходам судов к вопросу освоения земельных участков.

Представляется что надлежащим использованием земельных участков, предоставленных для целей строительства, является осуществление строительной деятельности по смыслу пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации – создание зданий, строений, сооружений (далее – ГрК РФ). При этом, любая строительная деятельность в силу положений статьи 51 ГрК РФ может осуществляться только на основании соответствующего разрешения.

Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 23.12.2008 № 8985/08 по делу № А55-16774/2007 [3.1] указал на то, что в силу положений статьи 35 ЗК РФ не допускается необоснованный отказ в продлении договора аренды, в случае если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.

Следует отметить, что положения статьи 35 ЗК РФ, основываясь на одном из основных принципов земельного законодательства — единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, регулируют общественные отношения, связанные с переходом прав на земельный участок при переходе права собственности на расположенный на таком участке объект недвижимости. С учетом буквального толкования статьи 35 ЗК РФ следует, что данная норма права применима к случаям, если изначально земельный участок предоставлялся арендатору для целей строительства, которое осуществлялось им на законных основаниях (наличие разрешения на строительство), однако по каким-либо не зависящим от него причинам в срок, предусмотренный договором аренды, строительство объекта недвижимости не было закончено.

Таким образом, оценка обоснованности отказа в заключении договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства, на новый срок непосредственно связана с оценкой действий арендатора по надлежащему использованию земельного участка и добросовестности его действий, направленных на достижение цели договора, выражающихся в фактическим совершении им действий по созданию на арендуемом земельном участке объекта недвижимости [2.1].

Судебно-арбитражная практика свидетельствует о том, что споры относительно законности отказов органов государственной власти, уполномоченных на распоряжение соответствующими земельными участками, в заключении договоров аренды на новый срок весьма многочисленны.

В настоящее время признаки неиспользования земельных участков установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369 [1.3] только для земельных участков сельскохозяйственного назначения. В связи с тем, что на уровне законодательства пределы и критерии неиспользования земельного участка (за исключением земель названной категории) никак не урегулированы, оценка «времени, которое необходимо арендатору для использования земельного участка» и «обстоятельств, исключающих такое использование» во многом зависит от усмотрения суда.

Сложившаяся судебно-арбитражная практика свидетельствует о том, что арендатор должен обосновать, в силу каких объективных причин освоение земельного участка не было произведено в установленные сроки. Позицию судов по данному вопросу нельзя назвать однозначной. В ряде случаев объективными признаются причины, не зависящие от воли арендатора, такие, например, как изменение законодательства.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 18.08.2014 по делу № А70-475/2014 [3.4] указал, что вступление в силу Правил землепользования и застройки, которыми были изменены условия территориального планирования, привело к фактической невозможности использования арендуемого земельного участка в целях строительства. Поскольку эти обстоятельства не зависели от воли арендатора, а последний, в свою очередь, предпринимал необходимые действия по приведению параметров земельного участка в соответствие с изменившимся законодательством, суд исключил данный период времени из «трехлетнего срока неосвоения».

Аналогичная правовая позиция была выражена Арбитражным судом Тюменской области в решении от 23.10.2014 по делу № А70-7603/2014 [3.7] и в решении от 06.11.2014 по делу № А70-6408/2014 [3.8], где суд также квалифицировал изменение законодательства в части условий территориального планирования, как обстоятельство, исключающее возможность своевременного использования земельного участка.

Вместе с тем, примеры судебной практики, где отражена противоположная правовая позиция нельзя назвать единичными.

Так, например, в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу № А70-4788/2014 [3.3] вступление в силу Правил землепользования и застройки не было отнесено судом к обстоятельствам, исключающим использование земельного участка, поскольку данные правила не содержали указаний на то, что распространяют свое действие на отношения, возникшие до их вступления в силу.

Также в одном из постановлений Восьмого арбитражный апелляционный суда (от 10.12.2013 по делу № А70-5720/2013 [3.2]) суд указал, что, приведение земельного участка (технической документации на земельный участок) в соответствие с изменившимся законодательством, не является освоением данного участка. Апелляционный суд также указал, что получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не связано с освоением земельного участка, а является действием застройщика по согласованию разрешенных характеристик участка в соответствии с имеющимся у него проектом застройки (статьи 38, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Однако изменение законодательства в части правового режима земельного участка, которое привело к невозможности осуществления на нем строительства, единообразно квалифицируется судами как основание для прекращения договора аренды.

Так например, Арбитражный суд Тюменской области в решениях от 06.08.2014 по делу № А70-4630/2014 [3.5] и от 14.04.2014 по делу № А70-14206/2013 [3.6] указал, что заключение договора аренды земельного участка на новый срок в целях строительства объекта недвижимости несовместимо с установленным градостроительным регламентом. В рассматриваемых случаях арендуемые земельные участки были отнесены территориям городских лесов, где запрещается строительство капитальных объектов (статья 105 Лесного кодекса Российской Федерации).

Анализ практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с прекращением прав на земельные участки в связи с их неиспользованием, показывает наличие затруднений в толковании и применении норм земельного и гражданского законодательства.

Отсутствие формально установленных критериев неиспользования земельных участков, предоставленных для целей строительства, приводит к различному подходу судов и нестабильности гражданско-правовых отношений в данной сфере. В целях устранения пробелов в данной правовой сфере, представляется целесообразным:

— определение и закрепление на законодательном уровне понятия «неиспользования земельных участков» не только для земель сельскохозяйственного, но и для земель иных категорий, а также установление отдельных критериев отнесения земельных участков к неиспользуемым;

— определение рисков арендатора в случае неиспользования земельного участка для строительства в договоре аренды, вплоть до его расторжения в одностороннем порядке.

Принятие вышеуказанных мер будет способствовать дальнейшему развитию механизма прекращения прав на земельные участки, предоставленных для целей строительства, в связи с их неиспользованием, и наиболее эффективному использованию такого государственного ресурса как земля.

Список использованных источников и литературы

1.Нормативные правовые акты

1.1.Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. – 2009. – №4. – ст. 445;
1.2.Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25 октября 2001 г. №102-ФЗ // СЗ РФ. — 2001. — №44. — ст.4147;
1.3.Российская Федерация. Правительство РФ. О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 // Российская газета. – 28.04.2012. — № 95.
1.4.Тюменская область. Губернатор. О положении дел в области: послание Губернатора Владимира Якушева областной Думе от 24.10.2013 // Тюменская область сегодня. – 25.10.2013 — №195;
1.5.Тюменская область. Правительство. Об утверждении Положения об аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности: постановление Правительства Тюменской области от 09.07.2007 №148-п // Тюменская область сегодня – 10.10.2007 — № 186.
1.6.Тюменская области. Правительство. О внесении изменений в постановление от 09.07.2007 № 148-п: постановление Правительства Тюменской области от 20.06.2014 № 331-п // Тюменская область сегодня. – 02.07.2014. — № 114.

2.Научная литература

2.1.Аренда земельных участков. Законодательство и практика / В.В. Солдатенков, Е.М. Марченко – М.: Дело АНХ., 2009. – 438 c. 2.2.Земельные участки: основания и порядок приобретения / Тихомиров М.Ю. Третье издание, дополненное и переработанное – М.: изд.Тихмирова М.Ю., 2010 – 218 с.
2.3.Недвижимость в России. Правовое регулирование и судебная практика / Л.И. Шевченко. – М.: ИНИОН РАН – 2005 – 313 с.

3.Материалы практики

3.1.Постановление Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 №8985/08 по делу№ А55-16774/2007 // Вестник ВАС РФ. – 2009. – №14; 3.2.Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 по делу № А70-5720/2013;
3.3.Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу № А70-4788/2014;
3.4.Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу № А70-475/2014;
3.5.Решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.08.2014 по делу № А70-4630/2014;
3.6.Решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.04.2014 по делу № А70-14206/2013;
3.7.Решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.10.2014 по делу № А70-7603/2014;
3.8.Решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.11.2014 по делу № А70-6408/2014.

4.Ресурсы Интернета

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector