No Image

Ст 103 уик рф с комментариями

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

Статья 103 УИК РФ. Привлечение к труду осуждённых к лишению свободы – размещена в Особенной части Четвёртого раздела Четырнадцатой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из шести частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 103 УИК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 103 УИК РФ. Привлечение к труду осуждённых к лишению свободы

  1. Каждый осуждённый к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осуждённых к труду с учётом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осуждённые привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осуждённых и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осуждённых.
  2. Осуждённые мужчины старше 60 лет и осуждённые женщины старше 55 лет, а также осуждённые, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осуждённые привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
  3. Труд осуждённых, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с частью седьмой статьи 74 настоящего Кодекса, организуется только на территории тюрьмы.
  4. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осуждённых, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
  5. Производственная деятельность осуждённых не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осуждённых.
  6. Осуждённым запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Комментарий к статье 103 УИК РФ

Комментируемая статья устанавливает принципиально важные положения, относящиеся к основаниям, условиям и формам привлечения осуждённых к труду. К ним относятся прежде всего обязательность труда осуждённых и приоритет основной задачи исправительных учреждений – исправления осуждённых – над производственной деятельностью. Несмотря на то что не все осуждённые в настоящее время обеспечены работой или обеспечены ею частично, труд по-прежнему является важным направлением деятельности исправительных учреждений. И это не случайно, поскольку труд выступает одной из основных составляющих пенитенциарной политики. Именно поэтому данному направлению уделено столь значительное внимание не только в национальном уголовно-исполнительном законодательстве, но и в ряде международных актов.

Общественно полезный труд отнесён законодателем к основным средствам исправления осуждённых (ст. 9 УИК РФ), и он же традиционно входит в число мер исправительного воздействия на осуждённых, как известно, не содержащих кары. Вследствие этого как условия труда, так и его оплата не могут быть направлены на причинение осуждённым страданий, что соответствует требованиям правила 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключёнными.

Согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ принудительный труд в Российской Федерации запрещён. Под принудительным трудом понимается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (ч. 2 ст. 4 ТК РФ). Указанные нормы воспроизводят предписания, закреплённые в таких важнейших международно-правовых документах, как Международный пакт "О гражданских и политических правах" и Конвенция МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде.

Несмотря на то что ст. 103 устанавливает обязанность осуждённых трудиться, а выполнение любой закреплённой правовыми нормами обязанности обеспечивается возможностью применения санкций, это не противоречит ни международно-правовым нормам, ни Конституции РФ или трудовому законодательству, поскольку в ст. 8 Пакта и п. "c" ст. 2 Конвенции подчёркивается, что обязательный труд осуждённых не рассматривается как вид принудительного труда.

В то же время обязанность трудиться не распространяется на осуждённых, достигших пенсионного возраста, а также инвалидов I и II группы, которые, впрочем, также могут при желании трудиться с обеспечением всех предусмотренных для них трудовым законодательством льгот (см. статьи 92, 94, 96, 99, 113, 138, 224 ТК РФ, Федеральный закон 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 8, 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ 2001 г. "О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осуждённых к лишению свободы лиц, привлечённых к оплачиваемому труду", и др.).

Учитывая объективные трудности обеспечения производительным трудом всех лиц, отбывающих лишение свободы (в течение последних 10 лет трудоустраивается менее половины работоспособных осуждённых), УИК РФ в ст. 103 устанавливает обязанность администрации исправительных учреждений не обеспечить осуждённых работой (как это было закреплено, например, в ИТК РСФСР), а привлекать к труду с учётом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Если осуждённому наряду с лишением свободы приговором суда назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (ст. 47 УК РФ), привлечение к труду в соответствии с данной специальностью запрещено в течение всего срока лишения свободы.

Читайте также:  Сумма договора складывается из сумм спецификаций

Часть 4 ст. 103 УИК РФ содержит отсылочную норму о перечне работ, к которым привлечение осуждённых запрещено. Согласно перечню, установленному в Правилах внутреннего распорядка (далее – ПВР ИУ) (приложение N 9), осуждённых запрещается использовать на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы (далее – УИС); в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, хранится оружие, служебная документация, специальные технические средства.

Не допускается также труд осуждённых по:

  • обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, размещённых в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций;
  • работа с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой;
  • труд, связанный с учётом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ;
  • с подчинением им вольнонаёмных работников;
  • в качестве водителей оперативных машин, в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

Труд, организуемый в местах лишения свободы, должен обусловливаться экономической целесообразностью, материальной заинтересованностью как самих осуждённых, так и предприятия в его конечных результатах. В то же время, учитывая специфику правового статуса работников, ч. 5 комментируемой статьи закрепляет положение о том, что производственная деятельность осуждённых не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осуждённых.

Более жёсткая формулировка, закреплённая в виде принципа деятельности УИС, содержится в ст. 1 Закона "Об учреждениях и органах. ", согласно которой интересы исправления осуждённых не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Названные нормы не только направлены на предупреждение возможных злоупотреблений при организации труда в местах лишения свободы, но и подчёркивают приоритет главной цели наказания – исправления осуждённых.

Государство оказывает содействие производственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий УИС. Так, на основании ст. 14 Федерального закона 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" учреждениям УИС предоставляются преимущества при участии в размещении заказов. Но концептуальное значение, определившее серьёзные изменения организационно-правовых основ производственной сферы УИС, имеет Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 91-ФЗ, согласно которому на государственных унитарных предприятиях УИС создаются центры трудовой адаптации осуждённых и производственные (трудовые) мастерские исправительных учреждений.

Деятельность производственного комплекса УИС ориентируется на решение социальных задач – восстановление и закрепление у осуждённых профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе. В соответствии со ст. 18 Закона "Об учреждениях и органах. " центры трудовой адаптации осуждённых и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, действуют на основе принимаемого Минюстом России Примерного положения и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства в части организации профессиональной подготовки осуждённых, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.

Центры трудовой адаптации осуждённых создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые в воспитательных колониях, и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые в лечебных исправительных учреждениях.

Привлечение осуждённых к общественно полезному труду – одна из приоритетных задач уголовно-исполнительной системы. Поэтому как УИК РФ (ч. 1 ст. 103), так и Закон "Об учреждениях и органах. " (ст. 17) для её реализации предусматривают возможность привлечения осуждённых к труду на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений или вне их.

Законодательно закреплено четыре основных формы привлечения осуждённых к труду:

  1. в центрах трудовой адаптации осуждённых и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания;
  2. на федеральных государственных унитарных предприятиях УИС;
  3. на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их;
  4. по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Исключением являются тюрьмы и исправительные колонии особого режима для осуждённых к пожизненному лишению свободы, в которых ввиду высокой общественной опасности содержащихся в них лиц труд организуется только в пределах территории исправительного учреждения. Необходимым условием, при соблюдении которого организуется производственная деятельность в рамках любой из перечисленных форм, является обеспечение надлежащей охраны и изоляции осуждённых.

На период отбывания наказания осуждённые лишаются предусмотренного ст. 37 Конституции РФ и ст. 409 ТК РФ права на забастовку как способа ведения трудовых споров. Однако самого права на индивидуальные или коллективные споры осуждённые не лишены и могут вести их, не прекращая работу или не отказываясь от неё.

1. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Читайте также:  Полтора года это сколько месяцев ребенку

2. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

3. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с частью седьмой статьи 74 настоящего Кодекса, организуется только на территории тюрьмы.

4. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

5. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных.

6. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

СТ 103 УИК РФ

1. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

2. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

3. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с частью седьмой статьи 74 настоящего Кодекса, организуется только на территории тюрьмы.

4. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

5. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных.

6. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Комментарий к Ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Труд осужденных в исправительных учреждениях является обязательным. Осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, которые определяет администрация места лишения свободы.

Администрация исправительного учреждения имеет право и обязана привлекать осужденных к труду.

Согласно статье 103 УИК РФ, привлечение осужденных к труду осуществляется с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

2. Организационно-правовые основы привлечения осужденных к труду содержатся также в Законе РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Осужденные привлекаются к труду в различных организационно-правовых формах. Такими формами являются:

1) центры трудовой адаптации осужденных;

2) производственные (трудовые) мастерские исправительных учреждений;

3) федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы;

4) собственные предприятия исправительных учреждений;

5) государственные предприятия;

6) предприятия иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных;

7) предприятия по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

3. Центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства РФ в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.

Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях.

4. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые соответственно в воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.

Примерное положение о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской и о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, утверждено Приказом Минюста России от 1 апреля 2008 г. N 80 .
——————————–
Российская газета. 2008. 16 апр.

5. При осуществлении собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие уголовные наказания, обязаны:

1) обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами Министерства юстиции РФ;

2) выполнять обязательства по заключенным ими договорам;

Читайте также:  Прожиточный минимум пенсионера в саратовской области

3) нести ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение договорных обязательств, прав собственности других субъектов хозяйственной деятельности, загрязнение окружающей природной среды, несоблюдение безопасных условий труда, невыполнение санитарно-гигиенических норм и требований по защите жизни и здоровья граждан;

4) вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ;

5) предоставлять органам государственной власти, на которые законодательством РФ возложена проверка производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, информацию, входящую в их компетенцию.

Для ведения собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие наказания, имеют право:

1) осуществлять собственную производственную деятельность без дополнительной регистрации;

2) привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, иное имущество, в том числе имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), физических и юридических лиц;

3) самостоятельно выбирать поставщиков материально-технических ресурсов и потребителей выпускаемой продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ, за исключением продукции, изготовленной по заказу на поставки продукции для государственных нужд;

4) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

5) утверждать штаты рабочих и служащих, занятых в собственной производственной деятельности этих учреждений, а также принимать их на работу и увольнять с работы в соответствии с законодательством РФ о труде;

6) распоряжаться выпускаемой продукцией, за исключением продукции, изготовленной по заказу на поставки продукции для государственных нужд, и всей полученной прибылью (доходами), оставшейся после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

6. Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Перечни должностей в штатах центров трудовой адаптации осужденных в производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания, замещаемых лицами, имеющими специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждаются руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы в пределах лимитов численности этой категории сотрудников уголовно-исполнительной системы, установленных Правительством РФ.

7. Привлечение осужденных к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, с этими предприятиями.

Договор (контракт) разрабатывается с учетом рекомендаций федерального органа уголовно-исполнительной системы. В нем обязательно предусматриваются:

1) число осужденных, выводимых на эти объекты;

2) заработная плата, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий;

3) специальная изоляция рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов предприятий;

4) имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и предприятиями;

5) обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством РФ о труде.

8. Осужденные привлекаются к работам по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов в соответствии с законодательством РФ.

Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, осуществляется рабочими этих учреждений, а также осужденными.

Штаты работников, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, утверждают начальники учреждений, исполняющих наказания, в пределах выделяемых из федерального бюджета средств и на основании нормативов, утвержденных Минюстом России.

В предназначенных для содержания осужденных несовершеннолетних учреждениях, исполняющих наказания, на выполнение работ по хозяйственному обслуживанию могут привлекаться только лица, достигшие 18-летнего возраста.

9. Однако обязанность осужденных трудиться не является абсолютной. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов.

Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы.

10. Осужденные не имеют права отказаться от работы либо прекратить ее в целях разрешения трудовых конфликтов. Подобное поведение признается злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и может повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Приложение N 9 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливает ограничения видов работ, на которых запрещается привлекать осужденных.

Запрещается трудоиспользование осужденных:

1) в службах, управлениях, отделах по исполнению наказаний, других подразделениях министерств и управлений уголовно-исполнительной системы;

2) в штабах и помещениях, где размещается персонал исправительного учреждения и находится оружие, служебная документация;

3) на работах, связанных с множительной, радиотелеграфной, телефонной, телефаксной техникой;

4) на работах, связанных с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых и отравляющих веществ;

5) на работах, связанных с подчинением осужденным вольнонаемных работников;

6) в качестве водителей оперативных машин, продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector