No Image

Учет рабочего времени воспитателя

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

12 февраля 2016

Норма часов педагогических работников

Вопрос

Здравствуйте. Я работаю в детском саду воспитателем. У нас 12 часовой детский сад. Раньше мы работали: 1-я смена с 6-30 до 13-40, а

2-я смена с 11-20 до 18-30. Теперь мы работаем с 6-30 до 12-30 и с 12-30 до 18-30, так как у нас не должно быть совмещенных часов.

График работы воспитателей

теперь мы 1 раз в неделю должны отработать 12 часов, чтобы у нас были выработаны все часы. Итог — нас всех запутали, мы уверены

что это незаконно. Помогите, пожалуйста разобраться.

Ответ

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени

(нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки

педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» воспитателям устанавливается норма часов педагогической работы 36

часов в неделю за ставку заработной платы.

В соответствии с п. 8.2. Приказа Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха

педагогических и других работников образовательных учреждений" в дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым

пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников

предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы), режим их рабочего времени определяется с учетом выполнения

каждым воспитателем педагогической работы в течение 36 часов в неделю.

Режим 36-часовой рабочей недели каждым воспитателем может обеспечиваться путем одновременной ежедневной работы двух

воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены каждым воспитателем в течение этого времени

отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий,

методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иными

Режим рабочего времени и отдыха регулируется правилами внутреннего трудового распорядка. Если для конкретного работника режим

рабочего времени и отдыха отличается, условие об этом обязательно для включения в трудовой договор. Если установление нового

режима работы детского сада затрагивает режим рабочего времени, установленный для конкретного работника, при сохранении его

трудовой функции, необходимо внесение изменений в условия трудового договора в порядке статьи 74 Трудового кодекса РФ.

Из формулировки вопроса не представляется возможным определить, имеются ли основания для установления нового графика работы

без внесения изменений в правила внутреннего трудового распорядка и трудовые договоры.

При этом, необходимо отметить, что установление графика работы, при котором в один из дней продолжительность рабочего времени

превышает продолжительность рабочего времени в остальные дни не противоречит трудовому законодательству при условии

соблюдения общей продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю.

Рабочее время и его использование

Рабочее время – время, в течении которого работник в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности (ст.91 ТК РФ).

6.1. Работа в ДОУ начинается и заканчивается решением Учредителя с 7:00 до 19:00

6.2. В ДОУ устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями: суббота и воскресенье.

6.3. Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на 1 час.

6.4. Каждый работник работает по графику, установленному заведующей ДОУ в соответствии с кругом его должностных обязанностей.

ДОУ работает в двухсменном режиме.

Воспитатели: 1 смена с 7:00 – 15:00

2 смена с 13:00 – 19:00

Младшие воспитатели (1,0 ставки) с 7:30 – 18:00 с дополнительным выходным днем на рабочей неделе.

6.5. Продолжительностью рабочего дня обслуживающего персонала и рабочих определяется графиком сменности, который вывешивается на информационной доске 1 этажа не позднее, чем за 1 месяц до введения его в действие.

Продолжительность рабочего дня педагогического, обслуживающего персонала определяется графиком сменности. Сдачу смен производить напарнику лично.

6.6. Питание воспитателей, младших воспитателей организуется во время кормления детей.

6.7. Групповому персоналу ДОУ запрещается оставлять работу до прихода сменяющего работника.

График работы воспитателя

В случае неявки сменяющего, работник заявляет об этом администрации

6.8. Уход в рабочее время по служебным делам или другим уважительным причинам допускается только с разрешения заведующего ДОУ или лица его заменяющего.

6.9. В случае если работник не может явиться на работу по уважительной причин, он обязан известить об этом администрацию до начала работы с последующим предоставлением оправдательных документов.

6.10. Запрещается в рабочее время:

— отвлекать работников от их непосредственной работы, вызывать или снимать их с работы для выполнения общественных обязанностей;

— оставлять рабочее место по личным делам.

6.11. Заведующий ДОУ или лицо его заменяющее, обязаны организовать учет явки работников ДОУ на работу и ухода с работы. В ДОУ ведется тетрадь учета рабочего времени. Приказом заведующей ДОУ назначается ответственный за ведение тетради учета рабочего времени.

7.1. В помещениях ДОУ сотрудникам запрещается:

— находиться в верхней одежде и головных уборах;

— громко разговаривать и шуметь в коридорах;

— курить на территории ДОУ;

— пользоваться мобильными телефонам, по своим личным делам;

— присутствовать посторонним лицам в группах без разрешения заведующего, заместителя заведующего по воспитательной и методической работе;

— делать замечания педагогическим работникам (по поводу их работы во время проведения занятий, в присутствии детей, родителей).

7.2. Педагогическим работникам запрещается:

— изменять по своему усмотрению график сменности, расписания занятий, заменять друг друга без ведома заведующего ДОУ;

— удлинять или сокращать продолжительность занятий с детьми и время перерыва между ними;

— нарушать режим дня;

— оставлять детей без присмотра;

— отдавать детей лицам в нетрезвом состоянии и детям до 14 лет, а так же отпускать детей одних по просьбе родителей;

— отвлекать педагогических работников от их непосредственной работы для проведения разного рода мероприятий, не связанных с производственной деятельностью.

7.3. Входить в группу во время занятий с детьми разрешается только заведующему, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе, инспекторам, проверяющим работу воспитателя.

7.4. Общие собрания трудового коллектива проводятся по мере необходимости (не реже 1 раза в год).

7.5. Общие родительские собрания – по усмотрению заведующей (не реже 1 раза в год).

7.6. Групповые родительские собрания созываются по усмотрению воспитателя (не реже 1 раза в квартал).

7.7. Рабочее время педагога-психолога, воспитателя, составляет 36 часов в неделю, инструктора по физической культуре – 30 часов, учителя-логопеда – 20 часов.

7.8. работникам ДОУ предоставляется ежегодные оплачиваемые отпуска в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами. График отпусков устанавливается администрацией по согласованию с профсоюзным органом и утверждается работодателем, за две недели до наступления календарного года (ст.123 ТК РФ). Очередность предоставления ежегодных отпусков устанавливается работодателем с учетом необходимости обеспечения нормального хода работы ДОУ и благоприятных условий для отдыха работников.

7.9. Предоставление отпуска заведующего ДОУ оформляется приказом начальника Управления О и ПО, другими работникам – приказом заведующего ДОУ.

Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?;

12 февраля 2016

Норма часов педагогических работников

Вопрос

Здравствуйте. Я работаю в детском саду воспитателем. У нас 12 часовой детский сад. Раньше мы работали: 1-я смена с 6-30 до 13-40, а

2-я смена с 11-20 до 18-30. Теперь мы работаем с 6-30 до 12-30 и с 12-30 до 18-30, так как у нас не должно быть совмещенных часов. Но

теперь мы 1 раз в неделю должны отработать 12 часов, чтобы у нас были выработаны все часы. Итог — нас всех запутали, мы уверены

что это незаконно.

Норма часов педагогических работников

Помогите, пожалуйста разобраться.

Ответ

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени

(нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки

педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» воспитателям устанавливается норма часов педагогической работы 36

часов в неделю за ставку заработной платы.

В соответствии с п. 8.2. Приказа Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха

педагогических и других работников образовательных учреждений" в дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым

пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников

предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы), режим их рабочего времени определяется с учетом выполнения

каждым воспитателем педагогической работы в течение 36 часов в неделю.

Режим 36-часовой рабочей недели каждым воспитателем может обеспечиваться путем одновременной ежедневной работы двух

воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены каждым воспитателем в течение этого времени

отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий,

методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иными

Режим рабочего времени и отдыха регулируется правилами внутреннего трудового распорядка. Если для конкретного работника режим

Читайте также:  Нужно ли разрешение на страйкбольный пистолет

рабочего времени и отдыха отличается, условие об этом обязательно для включения в трудовой договор. Если установление нового

режима работы детского сада затрагивает режим рабочего времени, установленный для конкретного работника, при сохранении его

трудовой функции, необходимо внесение изменений в условия трудового договора в порядке статьи 74 Трудового кодекса РФ.

Из формулировки вопроса не представляется возможным определить, имеются ли основания для установления нового графика работы

без внесения изменений в правила внутреннего трудового распорядка и трудовые договоры.

При этом, необходимо отметить, что установление графика работы, при котором в один из дней продолжительность рабочего времени

превышает продолжительность рабочего времени в остальные дни не противоречит трудовому законодательству при условии

соблюдения общей продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю.

28 декабря 2015

Смены воспитателя

ВОПРОС

Работаю в детском саду воспитателем. У нас 12 часовой детский сад. Раньше мы работали: 1-я смена с 6-30 до 13-40, а 2-я смена с 11-20 до 18-30. Теперь мы работаем с 6-30 до 12-30 и с 12-30 до 18-30, так

как унас не должно быть совмещенных часов.

Режим работы воспитателя детского сада

Но теперь мы 1 раз в неделю должны отработать 12 часов, чтобы у нас были выработаны все часы. Итог — нас всех запутали, мы уверены, что это незаконно.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной

платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» воспитателям устанавливается норма часов

педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы.

В соответствии с п. 8.2 Приказа Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" в

дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников

предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы), режим их рабочего времени определяется с учетом выполнения каждым воспитателем педагогической работы в течение 36 часов в неделю.

Режим 36-часовой рабочей недели каждым воспитателем может обеспечиваться путем одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены

каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы,

регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иными локальными актами.

Вместе с тем, установление графика работы, при котором в один из дней продолжительность рабочего времени превышает продолжительность рабочего времени в остальные дни не противоречит

трудовому законодательству при условии соблюдения общей продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю.

Приложение N 1
к приказу Министерства
образования и науки РФ
от 22 декабря 2014 г. N 1601

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2016 г., 13 мая 2019 г.

1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу*;

старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

мастерам производственного обучения;

инструкторам по труду;

методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2.2. Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2.1 настоящего Приложения).

2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

2.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

2.5. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

2.6. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее – медицинские организации и организации социального обслуживания), (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 настоящего Приложения).

2.7. Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 настоящего Приложения).

2.8. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее – норма часов учебной (преподавательской) работы).

2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;

педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;

логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

2.8.2. Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 2 июня 2019 г. – Приказ Минпросвещения России от 13 мая 2019 г. N 234

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

За педагогическую работу педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация в порядке, установленном частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.

2. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, предусмотренные пунктами 2.3 – 2.7 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

3. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5 – 2.7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

Читайте также:  Кто обязан подавать сведения о доходах

* Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).

Редактор журнала «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения»

Рабочее время учителей и преподавателей имеет немало особенностей. И одной из основных является то, что их рабочее время складывается из нормируемой и ненормируемой части. Такая система на практике вызывает определенные трудности (с учетом рабочего времени, выплатой сверхурочных, работой в выходные и т. д.). Нюансов много и вопросы соответственно возникают часто. Какие режимы рабочего времени лучше устанавливать педагогам? Должен ли педагог выходить на работу, если у него нет занятий? Сколько часов максимально может составлять ненормированная часть педагогической нагрузки? Что делать, если сотрудники считают, что они перерабатывают? Попробуем разобраться.

Прежде всего отметим документы, которые регулируют вопросы рабочего времени педагогических работников:

– Трудовой кодекс (гл. 52);

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273‑ФЗ);

– Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ № 1601);

– Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее – Особенности).

Норма рабочего времени

В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты.

Так, педагогам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам, старшим воспитателям дошкольных учреждений и другим работникам, перечисленным в п. 2.1 приложения 1 к Приказу № 1601, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Старшим воспитателям других учреждений – 30 часов в неделю.

Для остальных должностей и (или) специальностей установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Например, норма в размере 20 часов в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, а для музыкальных руководителей и концертмейстеров она составляет 24 часа в неделю.

Для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и для других учителей и преподавателей, перечисленных в п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу № 1061, установлена норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы – 18 часов в неделю.

Для некоторых должностей предусмотрена годовая норма часов за ставку. Так, норма учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения.

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (то есть педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподаванием. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (п. 2.1 Особенностей).

В силу п. 2.3 Особенностей ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Такая работа, в частности, включает в себя участие в деятельности педагогических, методических советов и родительских собраний, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, периодические кратковременные дежурства в период образовательного процесса, обязанности, связанные с классным руководством, проверку письменных работ.

Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися (п. 2.5 Особенностей).

Рабочим временем для педагогических работников также являются периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников. В этот период педагоги осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной до начала каникул, и ненормированной, необходимой для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Особенностей, с сохранением заработной платы в установленном порядке (п. 4.1, 4.2 Особенностей).

Также к рабочему времени педагогов относятся периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. В эти периоды педагоги и другие работники образовательных учреждений привлекаются к учебно-воспитательной, методической и организационной работе в том же порядке, который установлен для работы в каникулы.

Объем педагогической нагрузки учителям и преподавателям определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом учреждения, а педагогам – трудовым договором. При этом измениться в текущем году по инициативе работодателя в сторону уменьшения он не может. Исключение установлено для учителей и преподавателей в случае уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, классов (п. 1.3 – 1.5 приложения 2 к Приказу № 1601).

Режим работы педагогов

В соответствии с п. 1.2 Особенностей и ст. 47 Закона № 273‑ФЗ режим рабочего времени и времени отдыха педагогов, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и другие особенности работы учреждения) и устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом Особенностей.

Если режим рабочего времени и времени отдыха для конкретного работника отличается от общих правил, действующих у работодателя, условие об этом необходимо включить в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

Напомним, что гл. 16 ТК РФ предусмотрены следующие режимы рабочего времени:

1. Продолжительность недели:

– пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;

– шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;

– рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользя­щему графику;

– неполная рабочая неделя;

2. Продолжительность рабочего дня:

– ненормированный рабочий день (для отдельных категорий работников);

– неполный рабочий день (смена);

– гибкий график (начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон);

– разделение рабочего дня на части.

Педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий график. При этом согласно п. 3.3 Особенностей в исключительных случаях в данных учреждениях, когда чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором.

Однако, как отмечено в Особенностях, для экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо такого режима режим работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая его продолжительность в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

То есть в итоге рекомендуется установление гибкого графика с суммированным учетом рабочего времени.

Что касается учителей и преподавателей, они, как правило, трудятся в режиме пяти- или шестидневной рабочей недели.

Учет рабочего времени

Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.

Читайте также:  Ст 30 федерального закона no 400 фз

Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н [1] .

Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время. При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется. В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.

При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.

При заполнении табеля применяются следующие условные обозначения:

Выходные и нерабочие праздничные дни

Работа в ночное время

Выполнение государственных обязанностей

Очередные и дополнительные отпуска

Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам

Отпуск по уходу за ребенком

Часы сверхурочной работы

Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)

Неявки с разрешения администрации

Выходные по учебе

Учебный дополнительный отпуск

Замещение в 1‑м – 3‑м классах

Замещение в группах продленного дня

Замещение в 4‑м – 11‑м классах

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

Фактически отработанные часы

Образовательное учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Продолжительность рабочего времени

С педагогами, продолжительность рабочего времени которых прямо установлена в нормативных актах, особых сложностей не возникает. А, как уже было отмечено, возникают они для учителей и преподавателей, то есть работников, занимающих должности, педагогическая работа которых складывается из нормируемой и ненормируемой частей.

На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.

На сегодняшний момент законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы. В частности, согласно п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601 за педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую работником с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится исходя из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной (преподавательской) работы. Исключение составляют случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, когда не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, перечисленные в п. 2.2 приложения 2 к Приказу № 1601.

Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий преподавателей, которым установлена годовая норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (п. 7.1, 7.2 приложения 2 к Приказу № 1601).

Что же касается ненормируемой части педагогической работы, она, в отличие от нормируемой части нагрузки, законодательством не ограничена. Однако (в силу ст. 333 ТК РФ) она в сумме с нормируемой частью не должна быть более 36 часов в неделю, что работодателям необходимо учитывать при составлении графиков и планов работы.

На вопрос, считается ли сверхурочным труд, если педагог остается на работе сверх этого времени, отвечаем – нет. В первую очередь потому, что привлекать к сверхурочной работе может только работодатель, оформив письменное уведомление и приказ. Во-вторых, ненормируемая часть педагогической работы сама по себе не оплачивается и соответственно не может рассматриваться как сверхурочные часы.

А вот если педагогу требуется работать в выходной или нерабочий праздничный день, например, для участия в каком‑либо мероприятии, работодатель должен привлечь его к работе в такой день в соответствии со ст. 113 ТК РФ и произвести оплату согласно ст. 153 ТК РФ.

Если для работников образовательного учреждения установлен суммированный учет рабочего времени или если организация работает непрерывно (например, учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях)), действуют особые правила, определенные Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 № 465/П-21 «Об утверждении Разъяснения № 13/П-21 «О компенсации за работу в праздничные дни». В этих случаях работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени.

Привлечение к работе в выходной или праздничный день осуществляется путем направления работнику уведомления. Если он согласен, оформляется соответствующий приказ. При этом если работник изначально согласился на такую работу, а затем не вышел, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Выход педагога на работу в выходной или нерабочий праздничный день по собственной инициативе привлечением к такой работе не считается и соответственно оплачиваться не должен – если только впоследствии на сторону работника не встанет суд. Поэтому работодателям не стоит пускать все на самотек. Лучше при необходимости заранее оформлять привлечение к работе в выходной или нерабочий праздничный день.

И здесь отметим, что помимо выходных дней, установленных Трудовым кодексом в зависимости от режимов рабочего времени, у педагогов могут быть дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, которые педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (п. 2.4 Особенностей). Такие дни называются методическими. Порядок их предоставления должен быть установлен правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, графиками и планами работы.

В связи с этим возникает вопрос: является ли выходным методический день? Нет, поскольку такие дни предоставляются не для отдыха, а с определенной «рабочей» целью. Даже если педагог может вообще не выходить в этот день на работу, выходным днем со всеми вытекающими последствиями он считаться не может: не может переноситься, если вдруг совпадет с нерабочим праздничным днем, в соответствии со ст. 112 ТК РФ, а также не подлежит двойной оплате, если работодатель вызовет сотрудника в этот день на работу.

Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у преподавателя оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.

Остается отметить, что пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Специфика работы учителей и преподавателей такова, что им часто приходится работать за рамками установленной продолжительности рабочей недели. Причем оформить это как сверхурочную работу вряд ли получится. И конечно, работодателю нужно постараться минимизировать такие переработки – строго учитывая рабочее время, составляя расписания и графики работы с минимальным количеством «окон», распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни. Если составить графики более рационально не получается, можно установить другой режим рабочего времени, например гибкий график.

Что же касается работы в выходные или праздничные дни, здесь вопросов быть не должно. Работодатель обязан не только официально оформлять привлечение к ней в случае необходимости, но и оплачивать в соответствии со ст. 153 ТК РФ.

[1] «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector