No Image

Указание страны происхождения товара 44 фз

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

Требование об указании страны происхождения товара входит в число обязательных при подаче первых частей заявок на участие в электронном аукционе и при подаче заявок на участие в открытом конкурсе. При заполнении поля в заявке с указанием страны наименования у участников нередко возникают определенные сложности.

Понятие

В ФЗ-44 никак не раскрывается понятие страны происхождения товара в рамках осуществления закупочной деятельности. Для того чтобы определиться с официальной позицией в отношении указанного термина, можно обратиться к разъясняющему письму Минэкономразвития. В письме №Д28И-1889 от 2014 года заказчикам рекомендовано придерживаться понятия, которое было закреплено в ч. 1 ст. 58 Таможенного союза.

Согласно ему страна происхождения товара представляет собой государство или несколько стран, на территории которых товар произведен полностью или был обработан.

Для чего требуется указывать страну происхождения в заявке на участие? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 14 44-ФЗ. Здесь сказано, что для всех закупок, которые осуществляют государственные и муниципальные заказчики, действует национальный режим.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Помимо этого, для некоторых категорий товаров, произведенных в странах ЕАЭС (России, Беларуси и Казахстане) действуют 15%-е ценовые преференции. Перечень таких товаров утвержден Постановлениями Правительства.

Нужно ли в запросах котировок указывать подробные сведения о том, где был произведен данный товар? На основании п. 6 ч. 3 ст. 73 44-ФЗ требование об указании страны происхождения предъявляется заказчиком только в том случае, если закупка осуществляется в рамках национального режима. В ст. 14 44-ФЗ установлены случаи, когда к закупке не допускаются товары иностранного производства, или ограничивается их допуск.

В остальных случаях пункта, который требовал бы указания на страну производства, в заявке на участие быть не должно.

Какими документами подтверждается наименование страны

При закупке через электронный аукцион страна происхождения товара указывается в первой части заявки на участие. Ко второй части заявки необходимо будет приложить соответствующие декларации и сертификаты на товар, которые запрашивает заказчик.

Отсутствие указанных документов не может стать основанием для отклонения первой части заявки, иначе это будет являться грубым нарушением закона.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

При участии в конкурсе все документы передаются единовременно без разбивки на этапы.

Если заказчик не запросил дополнительные документы, то страну происхождения товара нужно просто задекларировать. При этом поставщик не имеет права сообщать недостоверные сведения, иначе заказчик может отказаться от подписания с ним контракта либо расторгнуть его в одностороннем порядке, а сведения о поставщике передать в РНП.

Как правильно указать происхождение товара в заявке

Для того чтобы правильно указать страну происхождения товара, необходимо учесть Постановление Росстата РФ от 2001 года №529-ст. Именно этот документ содержит официальные наименования стран происхождения и допустимые сокращения.

В перечень наиболее распространенных ошибок, которые допускают участники торгов, входят следующие:

  1. Участники используют сокращения, которые недопустимы по классификатору. Это, в частности, такие сокращения как РФ, КНР или США. Хотя данные сокращения являются широко употребимыми, но, согласно положениям классификатора, поставщику следует указывать такие наименования как «Российская Федерация» или «Соединенные штаты Америки», которые указаны в классификаторе. Согласно «Инструкции по делопроизводству ФАС» №325 от 2007 года, сокращение «РФ» в официальной документации не допускается.
  2. Другая ошибка – указание конкретного города или региона без упоминания страны. Например, «Московская область» или «Владимирская область». Хотя правильным является указание на «Российскую Федерацию».
  3. Еще одна ошибка – указание привычного наименования «Белоруссия» вместо правильного «Беларусь».
  4. В заявке не допускается использование фраз вроде «Товар российского производства», «Страна производителя – Россия» или «Произведено в России», хотя они и позволяют определить страну производства. В нужном поле заявки нужно просто указать «Российская Федерация».

Термин «страна происхождения товара» стоит отличать от термина «наименование происхождения товара». Согласно ст. 1516 Гражданского кодекса, под наименованием следует понимать конкретное место, которое ассоциируется у поставщика с уникальными товарами. Например, Вологодское кружево, Тульский пряник или Гжель.

Также страну происхождения стоит отличать от местонахождения производителя. Если в заявке на участие указать на производителя, то заказчик вправе ее отклонить из-за несоответствия документации о торгах.

Нужно понимать, что страна регистрации торгового знака также не совпадает со страной происхождения. Так, например, товар может быть произведен в Китае, а торговая марка зарегистрирована в США (например, Apple).

Последние изменения в классификаторе стран происхождения товара, актуальные на 2019 год

В классификатор стран мира регулярно вносятся изменения. В числе последних изменений можно выделить:

  1. 2019 год: изменилось указание страны 328 – Гайна – Кооперативная Республика Гайана – GY – GUY.
  2. 2018 год: изменилось указание «748 – СВАЗИЛЕНД – Королевство Свазиленд» на «748 – ЭСВАТИНИ – Королевство Эсватини», полное название “Ливия” на “Государство Ливия” у кода LY.

Также, согласно последним изменениям в ФЗ-44, участник должен указывать на страну производства в первой части заявки, только если на указанную продукцию распространяются определенные запреты и ограничения. Это касается товаров из числа:

  1. Программного обеспеченияиз перечня Постановления Правительства (ПП) №1236.
  2. Изделий машиностроительной отрасли из ПП №656.
  3. Товаров легкой промышленности из ПП №791.
  4. Продукции из ПП №9.
  5. Мебели и товаров деревообрабатывающей отрасли из ПП №1072.
  6. Радиоэлектроники из ПП №968.
  7. Медицинских товаров из ПП№102 и лекарств по ПП№1289.
  8. Продуктов питания из ПП№832.
Читайте также:  Иск о снятии ареста с имущества образец

Таким образом, поступившие от участников закупок по 44-ФЗ заявки на участие должны содержать указание на наименование происхождения товара, которые предполагается к поставке. Для правильного указания страны происхождения участникам закупки следует придерживаться наименований, которые прописаны в Общероссийском классификаторе стран мира, утвержденном в 2001 году №529-ст. Если участник не будет придерживаться установленных правил, то его заявку могут отклонить.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Проводится электронный аукцион в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ на поставку 40 наименований лекарственных препаратов из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе наименование страны происхождения товара должно указываться в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира. Первая часть заявки одного из шести участников аукциона содержит информацию о стране происхождения некоторых единиц товара в виде: "Таможенный союз ЕАЭС". В отношении таких позиций товара участником в первой части заявки перечислены номера регистрационных удостоверений лекарственных препаратов с разными странами происхождения (например, Россия, Беларусь). Все остальные характеристики товара в этой заявке соответствует аукционной документации (МНН товара, объем, дозировка и прочее).
Следует ли отклонить такую заявку?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Само по себе указание в первой части заявки вместо конкретной страны слов "Таможенный союз ЕАЭС" не является основанием для отказа в допуске подавшего ее лица к участию в электронном аукционе. На наш взгляд, такой отказ возможен, если при описанных обстоятельствах из содержания заявки невозможно определить, какое количество предлагаемых участником закупки товаров соответствует каждой из указанных в заявке стран происхождения. Однако в случае возникновения спора окончательно этот вопрос может быть разрешен лишь судом.

Обоснование позиции:
1. Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара определены в п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон N 44-ФЗ). Если в документации об электронном аукционе (далее – аукцион) содержится, помимо прочего, указание на наименование страны происхождения товара, первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара (пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Если в документации об аукционе такого указания не содержится, первая часть заявки должна содержать указание на наименование страны происхождения товара (пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). В силу ч. 1 ст. 67 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 этого Закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Таким образом, если, как в рассматриваемом случае, указание на наименование страны происхождения товара в аукционной документации отсутствует, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара. Отсутствие в заявке участника наименования страны происхождения товара является основанием для отказа ему в допуске к участию в аукционе в силу п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ.
2. Положениями Закона N 44-ФЗ конкретная форма указания наименования страны происхождения товара не установлена. Во избежание разночтений этой информации на практике в аукционную документацию (инструкцию по заполнению заявки) зачастую включают требование об указании при заполнении заявки на участие в электронном аукционе наименования страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (далее – ОКСМ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст – документ, являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ). Вопрос об обязательности применения обозначений ОКСМ для целей Закона N 44-ФЗ является спорным.
В правоприменительной практике ФАС России распространен подход, согласно которому включение в инструкцию по заполнению заявок подобного требования является неправомерным (решения этого органа, например,от 15.05.2017 N К-542/17, от 18.05.2017 N К-584-17, от 22.05.2017 N К-607/17). В решении УФАС по Москве от 29.09.2017 N 2-57-11824/77-17 жалоба на отклонение заявки по причине указания наименования страны происхождения товара не в соответствии в ОКСМ вопреки требований аукционной документации была признана обоснованной, поскольку указанное наименование страны происхождения, в рассматриваемом случае – "США", является общепринятым сокращением наименования страны "Соединенные Штаты Америки" и позволяет однозначно идентифицировать страну происхождения товара, а также сведения из регистрационных удостоверений на поставляемые товары (смотрите аналогичное решение этого органа от 21.11.2017 N 2-57-14378/77-17).
В то же время выводы в отношении некорректного с точки зрения ОКСМ указания в заявке наименования страны происхождения товара содержат решения УФАС по Санкт-Петербургу от 22.01.2018 N 44-435/18, УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 22.01.2018 N 03/ПА. В постановлениях АС Центрального округа от 20.02.2018 N Ф10-6227/17, от 12.09.2017 N Ф10-3317/17 отмечено, что требование аукционной документации к содержанию заявки на участие в аукционе в части указания наименования страны происхождения товара не влечет за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе и не противоречит положениям п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ.
3. При наличии столь противоречивых позиций в правоприменительной практике по вопросу указания в заявке участника аукциона наименования страны происхождения товара, на наш взгляд, следует обратить внимание, прежде всего, на то, что указание подобной информации должно быть однозначным, не допускающим двойного токования и разночтений. Так, например, в решении УФАС по Республике Адыгея от 24.04.2017 N К-33/17 в отношении указания наименования страны происхождения товара – "Корея" контролирующий орган справедливо отметил, что подобное указание не позволяет однозначно понять, какая именно Корея является страной происхождения требуемого к поставке товара – КНДР или Республика Корея. В постановлении Пятого ААС от 28.06.2017 N 05АП-4131/17, оставленном в силе постановлением АС Дальневосточного округа от 30.10.2017 N Ф03-3789/17, в качестве дополнительного аргумента в пользу указания наименования страны происхождения товара в точном соответствии с ОКСМ указано на обязанность заказчика в соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ вести реестр заключенных контрактов, в который в соответствии с частью 2 указанной статьи должна вноситься информация об объекте закупки, в том числе о наименовании страны происхождения товара.
В связи с этим следует отметить письма Минфина России от 26.09.2017 N 24-01-10/62488, от 16.11.2017 N 24-06-01/76000, в которых по этому поводу разъяснено, что, поскольку Закон N 44-ФЗ не содержит требования о применении ОКСМ, участник закупки вправе предоставить в заявке указание на страну происхождения товара, отличное от требований ОКСМ, но при этом позволяющее однозначно идентифицировать такую страну, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, например, п. 13 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155.
В соответствии с п. 13 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 (далее – Приказ N 155) подтверждением страны происхождения товаров, включенных в прилагаемый к этому приказу Перечень, является декларация участника закупки, форма которой законодательством не установлена. При этом согласно той же норме при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в прилагаемом к данному приказу перечне, в случаях, предусмотренных пп. "г" и "д" п. 8 данного приказа, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных перечне, будет являться государство – член Евразийского экономического союза. В правоприменительной практике можно обнаружить подход, согласно которому положения Закона N 44-ФЗ относительно требований к указанию страны происхождения товара, а также положений Приказа N 155 императивно требуют указания в заявке конкретного товара и конкретной страны его происхождения, а если один и тот же товар может происходить из нескольких стран, то в заявке подлежит указанию страна происхождения товара, применительно к конкретному количеству подлежащего поставке товара, происходящего из каждой из стран (определение Верховного Суда РФ от 02.02.2017 N 303-КГ16-16578, постановление Шестого ААС от 16.05.2016 N 06АП-2006/16, оставленного в силе постановлением АС Дальневосточного округа от 23.08.2016 N Ф03-3743/16, смотрите также определение ВС РФ от 02.02.2017 N 303-КГ16-16578, решение УФАС по Иркутской области от 22.03.2017 N 173, решение УФАС по Курганской области N 05-02/79-18).
Однако распространена и иная позиция, в соответствии с которой допускается указание в качестве страны происхождения товара не конкретной страны мира, а какого-либо таможенного союза или группы стран, если это необходимо для того, чтобы подчеркнуть происхождение товара не из одной страны, а из объединения государств (определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20.06.2017 N 306-КГ17-552, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.06.2017 N Ф04-1929/17 по делу N А27-17031/2016, решение УФАС по Республике Карелия от 12.04.2016 N 04-18/83-2016, письмо Минфина России от 07.11.2017 N 24-06-01/73251, решения УФАС по Новгородской области от 16.03.2016 N 1167/03, от 13.02.2015 N 733/03). Учитывая изложенное, полагаем, что само по себе указание в первой части заявки не конкретной страны, а "Таможенный союз ЕАЭС" не является основанием для отказа в допуске подавшего ее лица к участию в электронном аукционе.
На наш взгляд, то обстоятельство, что в рассматриваемой ситуации участником в заявке указано несколько регистрационных удостоверений, может свидетельствовать о том, что в поданной участником заявке предлагается не конкретный товар, а различные виды товаров с аналогичными характеристиками. Такая возможность законодательством о контрактной системе не предусмотрена. Однако если из информации, содержащейся в первой части заявки, однозначно следует, какой именно товар предлагается участником (например, будет указано конкретное количество товара, соответствующего каждому из указанных в заявке регистрационных удостоверений), полагаем, то обстоятельство, что предлагаемый товар происходит из различных стран, не препятствует участию такой заявки в процедуре определения контрагента (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2016 N 08АП-10100/16). Отсутствие же в заявке информации, которая позволила бы определить, какой именно товар (каких производителей, в каком количестве и т.п.) предлагается участником, на наш взгляд, может рассматриваться как основание для отклонения заявки (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 N 08АП-143/18, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27.01.2016 N ЭА – 154/2016). Однако правоприменительной практики, где бы рассматривалась ситуация, полностью аналогичная изложенной в вопросе, мы не обнаружили.

Читайте также:  Как ускоренно получить загранпаспорт

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

14 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Правила определения страны происхождения товаров

Закон о контрактной системе требует указывать в первой части заявки место, где произвели ту или иную продукцию. Наименование страны происхождения товара по 44 ФЗ — это одно или несколько государств, на территории которых его произвели. Требование указывать такую информацию нужно в обязательном порядке включить в конкурсную или аукционную документацию.

Рассматриваемое понятие не стоит путать со следующими терминами:

  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, может отличаться от места изготовления продукции. Так, например, продукция может быть сделана в Китае, а торговая марка при этом зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).
Читайте также:  Восстановление срока исковой давности основания и порядок

Необходимо отметить, что ст. 33 ФЗ-44 устанавливает требование к документации. Так описание объекта закупки не должно включать ссылки на товарные знаки, наименование места возникновения или наименование производителя.

Как правильно указать происхождение

Чтобы заявку не отклонили в процессе рассмотрения, следует правильно указать территорию возникновения. Правила, по которым определяется наименование той или иной страны (в том числе сокращенное), изложены в Постановлении Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст.

Требуется всегда приводить название места происхождения и указывать его полностью. Например, ошибкой будет указать «РФ» вместо «Российская Федерация» либо привести город без указания государства, в котором он находится. Следует четко соблюдать положения, которые содержит классификатор страны происхождения товара и называть место так, как в нем указано. Например, допустимо написать «Россия» или «Российская Федерация».

Также классификатор указывает цифровой код страны происхождения товара, который помогает определить, где он изготовлен.

Важно добавить, что заказчики должны соблюдать так называемый национальный режим (напомним, он применяется к товарам, которые изготовлены на территории иностранных государств).

Как подтвердить страну-производителя

При оформлении заявки на участие в конкурсе или аукционе необходимо указать в первой части заявки место возникновения тех или иных товаров. Во второй части нужно приложить подтверждающие документы (в том случае, если заказчиком установлено такое требование). В большинстве случаев будет достаточно констатации самого факта.

Проведение экспертизы для установления государства необходимо для продукции, которая предназначена на экспорт. Вещи отечественного производства для оборота внутри государства подвергаются сертификации (при этом также проводится экспертиза). Проводит ее Торгово-промышленная палата.

Среди сертификатов необходимо обратить внимание на сертификат формы СТ-1. Такой документ оформляется на продукцию, которая вывозится за пределы РФ в государства — участники СНГ. Срок действия такого сертификата составляет один год.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector