No Image

Уменьшение размера удержаний по исполнительному листу

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2017 года г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Кочегаровой Д.Ф.,

при секретаре Трошевой С.С.

с участием административного истца Мировчикова А.А., представителя административного ответчика по доверенности Юговой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в административное дело по административному исковому заявлению Мировчикова А. А. к ОСП по УФССП России по , УФССП России по об уменьшении размера ежемесячных удержаний из дохода по исполнительному производству,

Мировчиков А.А. обратился в суд, указав, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением о возбуждении исполнительного производства по делу № возбуждено исполнительное производство в отношении Мировчикова А.А. по заявлению -ОРГАНИЗАЦИЯ1- на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму -СУММА5- Со слов пристава-исполнителя ФИО1 в рамках указанного исполнительного производства ею в УПФР в направлено поручение производить ежемесячное удержание из пенсии по инвалидности должника в погашение задолженности перед взыскателем в размере 50% от дохода Мировчикова А.А. Данная информация получена истцом на приеме у пристава-исполнителя ДД.ММ.ГГГГ, копия поручения в УПФР в об удержании денежных средств из пенсии Мировчикова А.А. на руки выдана не была. Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, с тем, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования. Мировчикову А.А. установлена инвалидность № группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой серии № №, размер получаемой пенсии составляет -СУММА6-. Истец в силу состояния своего здоровья, не работает, других источников дохода не имеет. Мировчикову А.А. требуется приобретение лекарственных препаратов для лечения заболевания, . Величина прожиточного минимума за 2 квартал установлена Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ: установить величину прожиточного минимума в среднем по за II квартал ДД.ММ.ГГГГ в расчете на душу населения в размере -СУММА1-., для трудоспособного населения – -СУММА3-., пенсионеров – -СУММА7-., детей – -СУММА2-. Таким образом, размер прожиточного минимума на истца составляет -СУММА4-. Таким образом, при установлении размера удержания из доходов должника в размере 50%, оставшийся доход из пенсии Мировчикова А.А. составляет менее величины прожиточного минимума в , что существенно ухудшает его материальное положение и не способствует поддержанию достойных условий его жизни.

На основании изложенного просит признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в установлении размера удержания из доходов должника в размере 50%; уменьшении размера ежемесячных удержаний из дохода до суммы, после удержания, которой останется сумма не менее прожиточного минимума в размере -СУММА4-.

В судебном заседании административный истец просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель ОСП по УФССП России по в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, указала, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ. изменен размер удержаний из дохода, причитающегося должнику – Мировчикову А.А. с 50% до 25%.

Представитель УФССП России по в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель -ОРГАНИЗАЦИЯ1- в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно положениям Закона, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу ст. 4 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 12, ст. 13 Федерального закона N 118-ФЗ от 3 июля 2016 г. "О судебных приставах" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения является обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.

В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности. В том числе находящиеся на счетах. Во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на торговом и (или) клиринговых счетах.

В силу ч. 1 ст. 98 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:

1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;

2) взыскание суммы, не превышающей 10 000 рублей;

3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", согласно ч. ч. 2, 3 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника – гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов; указанное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника – гражданина не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника – гражданина не может превышать семидесяти процентов.

В случае обращения взыскания на суммы пенсионных выплат, суммы выплачиваемой работнику заработной платы или иные доходы должника, перечисляемые на его счет, следует иметь в виду, что от удержания освобождается лишь соответствующий процент суммы последнего зачисленного на счет платежа (ч. 4 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Из материалов дела, следует, что в производстве ОСП по УФССП России по находится исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного документа: Исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Свердловским районным судом в отношении должника Мировчикова А.А. в пользу взыскателя -ОРГАНИЗАЦИЯ1- предмет исполнения – задолженность в размере -СУММА5-.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника в размере 50%.

ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об изменении размера удержаний из дохода, причитающегося должнику – Мировчикову А.А. с 50% до 25%.

По общему правилу, при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов (ч. 2 ст. 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Аналогичное правило установлено и в отношении размера удержания из трудовой пенсии гражданина, которое может производиться, в том числе на основании исполнительных документов (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Сама по себе такая возможность согласуется с задачами исполнительного производства, включающими правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Читайте также:  Договор дарения квартиры без обременений образец

При этом ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, и в порядке исключения из общего правила о невозможности обращения взыскания на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию допускает обращение взыскания на пенсии по старости и по инвалидности.

Возможность удержания из трудовой пенсии на основании исполнительных документов предусмотрена также пенсионным законодательством.

Так, в ст. 26 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закреплялась возможность удержания из трудовой пенсии не более 50%, аналогичные положения об удержании из пенсии содержатся в ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

При этом данная возможность удержания из пенсии на основании исполнительных документов согласуется с задачами исполнительного производства, включающими правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), – в противном случае ставился бы под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения о взыскании денежных средств с должников-граждан, которые не имеют иного дохода, кроме пенсии.

Административный истец не представил доказательств, подтверждающих его тяжелое имущественное положение, в том числе отсутствие иных доходов и имущества, и доказательств, свидетельствующих о том, что размер удержаний не соответствует принципу справедливости. При этом административный истец не лишен права на обращение с заявлением о снижении размера удержаний из пенсии.

Довод административного истца о том, что пенсия является его единственным источником дохода, с учетом удержаний он получает пенсию меньше прожиточного минимума, не может быть принят судом во внимание, так как является основанием для обращения в суд с заявлением об изменении порядка исполнения решения суда путем снижения размера удержаний из его пенсии. Следует, так же отметить, что административный истец, в том числе, имеет возможность обратиться мировому судье о взыскании алиментов с другого родителя, проживающего отдельно, не принимающего участия в содержании несовершеннолетних.

Суд принимает во внимание, что судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ. измен размер удержаний из дохода, причитающегося должнику – Мировчикову А.А. с 50% до 25%.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Мировчикова А.А., поскольку низкий размер пенсии не исключает возможности обращения взыскания на пенсию и не является обстоятельством, освобождающим должника от исполнения судебного решения.

Следовательно, в удовлетворении административного искового заявления Мировчикова А.А. должно быть отказано в полном объеме.

Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

В удовлетворении административного искового заявления Мировчикова А. А. к ОСП по УФССП России по , УФССП России по о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в установлении размера удержания из доходов должника в размере 50 %; уменьшении размера ежемесячных удержаний из дохода до суммы, после удержания которой останется сумма не менее прожиточного минимума в размере -СУММА4- – отказать в полном объеме.

Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Д.Ф. Кочегарова

Мотивированное решение изготовлено 05.10.2017 года.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К СУДЕБНЫМ ПРИСТАВАМ:

Нахабин В.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Управления ФССП России по Коневой Ю.С., УФССП России по о признании бездействия незаконным.В административном исковом заявлении указывая, чт.

Нахабин В.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления ФССП России по .

Как я уже писал в этой статье исполнительный лист о взыскании задолженности по кредиту, кредитной карте или займу рано или поздно окажется у пристава. В этой статье описано имущество и доходы, которые могут взыскать у должника. Пристав может наложить взыскание на 50% (это максимальный размер удержания по «кредитным» долгам) заработной платы, пенсии или любуй другуй периодический доход. Сегодня рассказываю о том, как снизить этот процент.

  1. Почему 50%?
  2. Условия для снижения.
  3. Кому подавать заявление о снижении?
  4. Формы заявлений.

Почему 50%?

Когда исполнительный лист о взыскании задолженности оказывается у пристава, он возбуждает исполнительное производство. На добровольное исполнение даётся 5 дней. По их истечению начинает свою работу. После того как он наложил аресты на банковские счета, имущество и совершил другие, полагающиеся законом об исполнительном производстве действия, пристав выносит постановление о взыскании периодических платежей и направляет его работодателю или в пенсионный фонд. Работодатель после получения постановления обязан перечислять на счета пристава указанную часть дохода. «По умолчанию» это 50%. Так заведено, да и не выясняет пристав ни уровень вашего дохода, ни семейное положение, ни наличие иждивенцев (обычно детей) ни другие, значимые для вас детали.

Условия для снижения.

Ключевой довод для снижения размера удержаний — это несоответствие остающегося дохода прожиточному минимуму. Например, пенсионер получает 10 000 руб. пенсии ежемесячно, после удержания 50% у него остается только 5 000 руб., а прожиточный минимум для пенсионеров составляет 7628 руб./мес. (по состоянию — меняется ежеквартально). Уже на этом основании можно претендовать на снижение процента взыскания.

Вторым значимым фактором является наличие иждивенцев, чаще всего детей. Представим мать одиночку, у которой один ребенок и заработная плата, допустим, 25 000 руб. После удержания половины, у неё остаётся 12 500 руб. Считаем прожиточный минимум для неё и несовершеннолетнего ребенка: 9900 руб. + 9272 руб., итого 19 172 руб. на семью. Это тоже основание для снижения.

Кому подавать заявление о снижении?

Снизить процент удержания может пристав, как по своей инициативе, так и по вашему заявлению или суд по вашему заявлению об изменении способа и порядка исполнения решения суда. В случае подачи заявления приставу, как показывает практика, всё зависит от конкретного отдела судебных приставов. Некоторые снижают без проблем, а в других есть внутренние установки этого не делать. Можно обратиться и сразу в суд, но я рекомендую сначала к приставам, а уже в случае отказа в суд.

При наличии описанных выше оснований суд без проблем обяжет вашего пристава снизить размер удержаний.

Формы заявлений.

Подаётся в отдел приставов, в котором возбуждено исполнительное производство.

Подаётся в суд, вынесший решение по делу. Госпошлиной не облагается.

Формы не учитывают индивидуальных нюансов (дополнительных официальных доходов и выплат, алиментов или дохода супруги/супруга), но подойдет как основа для прогматичного, умеющего пользовальтся возможностями интернета должника, не желающего нести расходы на квалифицированную юридическую помощь.

На последок:

Согласно законодательству, процент и неустойка по кредитному договору подлежат начислению до фактического исполнения обязательства. теоритически, сумма, зафиксированная в решении суда не является окончательной, займодавец имеет право взыскать процент и неустойку с даты решения суда до даты фактического исполнения (до даты пока вы не расчитаетесь по исполнительному производству). Второй вопрос, что не все кредитные организации это делают. Но право имеют, а, значит, риск есть. Что делать? На текущий момент ответ один — банкротство. Это деньги, время и некоторые (для большинства незначительные) ограничения. При этом подумайте, что отдавать долг приставу можно хоть и небольшими суммами, но бесконечно, а по завершению процедуры реализации имущества в деле о банкротстве долги будут списаны, а все ваши доходы будут вашими и это будет для вас намного выгодней. К тому же на свои услуги мы предоставляем вполне выполнимую рассрочку. Более подробно по телефону 48−48−58.

baranq / Shutterstock.com

Нередко бухгалтер сталкивается с необходимостью удерживать из доходов работника сумму его долга или иных платежей в пользу третьих лиц. На практике наиболее распространены удержания по исполнительным листам. Рассмотрим особенности оформления и учета удержаний по исполнительному листу.

Удержания по исполнительному листу (форма и образцы бланков утв. пост. Правительства РФ от 31.07.2008 № 579; приказ Минфина России от 17.06.2009 № 237) регулируют следующие нормативные акты:

  • Семейный кодекс (гл. 17 СК РФ);
  • закон "Об исполнительном производстве" (гл. 11 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее – Закон № 229-ФЗ));
  • Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России от 19.06.2012 № 01-16 (далее – Методические рекомендации)).
Читайте также:  Высшее образование сроки обучения

Исполнительный лист может поступить в организацию как от самого взыскателя, в пользу которого должны производиться удержания, так и от судебного пристава-исполнителя.

Так, взыскатель направляет документ о взыскании:

  • периодических платежей (например, в целях возмещения вреда здоровью);
  • денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 рублей (ч. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ).

При этом одновременно с исполнительным документом взыскатель должен представить заявление (ч. 2 ст. 9 Закона № 229-ФЗ) с указанием сведений (в частности, банковских реквизитов), без которых работодатель не может производить удержания.

Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на зарплату и иные доходы работника-должника:

  • по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании периодических платежей (например, алиментов);
  • при взыскании суммы, не превышающей 10 000 рублей;
  • при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме (ч. 1 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Без обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством (ст. 13 Закона № 229-ФЗ), исполнительный лист недействителен. Бухгалтер не имеет права осуществлять удержания по нему.

Рассмотрим порядок удержания по исполнительным листам, направляемым в организации судебными приставами-исполнителями, так как это наиболее распространенный на практике случай.

Когда получен исполнительный лист

Компания узнает об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы своего работника, получив постановление по форме, утвержденной ФССП России (Приложение № 108 к приказу ФССП России от 11.07.2012 № 318) (далее – Постановление). К нему также прилагают:

  • копию исполнительного листа;
  • постановление о взыскании исполнительного сбора;
  • банковские реквизиты для перечисления удержанных сумм.

Отметим, если исполнительный лист поступил в организацию ошибочно (например, указанное в нем лицо никогда не числилось в ее штате), то, по мнению автора, документ необходимо вернуть отправителю в кратчайший срок. Хотя законодательно требование о возврате "чужого" исполнительного листа не установлено, Закон № 229-ФЗ предусматривает обязанность незамедлительного возврата документа в отношении, например, уволенного работника (ч. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Что касается организации документооборота исполнительных листов, то четких законодательных норм в отношении их учета и хранения не установлено. Однако за утерю исполнительного листа или за его несвоевременное отправление (например, при увольнении работника), а также за неисполнение требований по нему компания и ее должностные лица могут быть оштрафованы на суммы от 50 000 до 100 000 рублей и от 15 000 до 20 000 рублей соответственно (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ).

Контроль за правильностью удержаний по исполнительным листам, направленным по месту работы должника, осуществляется судебным приставом-исполнителем посредством проведения проверок организаций (п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, для снижения риска претензий со стороны ФССП России следует правильно организовать учет и хранение исполнительных листов и назначить лиц, ответственных за их регистрацию, хранение и исполнение. В этом может помочь памятка, утвержденная в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям (далее – Памятка).

Еще до получения первого исполнительного документа компании следует:

  • назначить сотрудника, ответственного за получение, обработку и хранение исполнительных документов;
  • разработать и утвердить формы журналов регистрации входящей корреспонденции и исполнительных листов;
  • утвердить порядок документооборота исполнительных листов, формы документов.

При получении Постановления необходимо проделать следующее.

Зарегистрировать его в специальном журнале (форма журнала сейчас не утверждена, поэтому компания вправе разработать ее самостоятельно (п. I Памятки)). В качестве примера можно воспользоваться старой формой журнала регистрации исполнительных листов (утв. приказом Минфина России от 15.05.2001 № 36н).

Заполнить и направить судебному приставу-исполнителю, указанному в Постановлении, отрывной корешок (уведомление к исполнительному производству), подтвердив таким образом, что исполнительный лист получен и принят к исполнению. Обратите внимание, срок возврата уведомления законодательно не установлен. В то же время в Памятке указано, что оно должно быть возвращено в день вручения. В уведомлении делают отметку о получении исполнительного листа (входящий номер и дата), указывают телефон. Также свою подпись ставит главный бухгалтер. Документ заверяют печатью организации.

Ознакомить работника-должника с содержанием исполнительного листа под подпись (ст. 136 ТК РФ; письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204-6-0).

Передать под подпись зарегистрированное Постановление бухгалтеру, ответственному за расчет заработной платы.

Хранить Постановление как документ строгой отчетности (в сейфе) (п. I Памятки).

Как было отмечено выше, при увольнении работника-должника следует "незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях" (ч. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Понятие "незамедлительно" не расшифровывается ни в одном нормативном акте. В то же время положения Семейного кодекса указывают, что работодатель обязан сделать это в трехдневный срок (при взыскании алиментов) (пп. 1, 2 ст. 111 СК РФ). Автор полагает, что того же срока следует придерживаться при возврате и иных исполнительных документов.

При этом в исполнительном листе должна стоять отметка о произведенных удержаниях (ее заверяют печатью организации и подписью должностного лица, на которого приказом возложена ответственность по оформлению исполнительных листов), содержащая следующие данные (письмо ФССП России от 25.06.2012 № 12/01-15257):

  • сумму удержанных денежных средств;
  • номер платежного поручения (квитанции);
  • дату перечисления;
  • остаток задолженности.

Исполнительный лист направляют в территориальный отдел судебных приставов ФССП России с сопроводительным письмом заказной корреспонденцией. О движении исполнительного документа одновременно извещают взыскателя. Порядок оповещения взыскателя не утвержден, однако при направлении ему письма с уведомлением о получении у компании остается доказательство извещения.

Общий порядок удержания по исполнительному листу

Удержание денежных средств из зарплаты и иных доходов работника-должника начинается с даты получения Постановления (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Компании следует своевременно передавать исполнительный лист бухгалтеру – до начисления зарплаты и осуществления выплат. Если Постановление получено после очередной выплаты за период, в котором должны производиться удержания, то их делают из выплат следующего периода.

Вместе с Постановлением о взыскании алиментов может поступить постановление о взыскании задолженности по ним (при ее наличии) (ч. 2 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). То есть суммы, которые не были удержаны до получения исполнительного листа, удерживают из заработной платы сотрудника на основании этого отдельного исполнительного документа. В нем приводят расчет суммы долга.

В компанию 27.04.2017 поступил исполнительный документ – постановление судебного пристава-исполнителя на взыскание алиментов. В постановлении указано, что алименты должны удерживаться с апреля 2017 г. Заработная плата за первую половину апреля уже выплачена должнику.
В данной ситуации работодатель обязан удерживать алименты начиная с заработной платы работника за вторую половину апреля и только в том размере, который указан в исполнительном документе.

Удержания производят при каждой выплате дохода работнику с учетом требований, приведенных ниже.

Расчет удержания по исполнительному листу

По общему правилу удержания из зарплаты, производимые работодателем в силу предоставленных ему прав, не могут превышать 20 процентов (ст. 138 ТК РФ).

Однако при удержаниях по исполнительным листам с работника не может быть удержано более 50 процентов от заработной платы и иных доходов до полного погашения взыскиваемых сумм (ст. 138 ТК РФ; ч. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ; письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204-6-0).

При взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением, удержание не может превышать 70 процентов (ст. 138 ТК РФ; ч. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Размер удержания рассчитывают из чистого дохода, то есть после обложения НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

При исчислении НДФЛ нужно учитывать, что работник, уплачивающий алименты на ребенка, имеет право на предоставление ему стандартного налогового вычета (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ; письмо Минфина России от 11.10.2012 № 03-04-05/8-1179).

При определении базы для исчисления алиментов доходы, из которых они удерживаются, уменьшают только на ту сумму НДФЛ, которая является частью этих доходов.

В компанию поступили два постановления службы судебных приставов на одного работника: первое – о взыскании алиментов на ребенка в размере 25% зарплаты, второе – о взыскании налоговых санкций в размере 50% зарплаты. Компания является основным местом работы сотрудника. Задолженность по имущественным налогам составляет 10 200 руб.

Читайте также:  Личный номер военнослужащего вход

За апрель 2017 г. работнику начислена зарплата в размере 12 000 руб. Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, равна:

12 000 руб. х 13% = 1560 руб.

Сумма удержания по первому исполнительному листу составила:

(12 000 руб. – 1560 руб.) х 25% = 2610 руб.

Размер взыскания по второму исполнительному листу составляет 50%:

(12 000 руб. – 1560 руб.) х 50% = 5220 руб.

Это максимально возможный размер удержаний по данному виду требований. Однако, учитывая, что 25% зарплаты должно быть удержано в качестве алиментов, в целях погашения задолженности по налогам следует удержать не более:

(12 000 руб. – 1560 руб.) х 50% – 2610 руб. = 2610 руб.

Оставшуюся часть задолженности по второму листу в размере 2610 руб. (5220 – 2610) нужно удержать в следующих месяцах после удержания алиментов.

Ограничения на удержания по исполнительному листу

Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производят со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме (Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утв. пост. Правительства РФ от 18.07.1996 № 841).

Однако взыскание не может быть обращено на закрытый перечень видов доходов должника (ч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ), в частности:

  • на денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
  • денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
  • компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака и др.);
  • страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;
  • пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ);
  • суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, иных источников;
  • суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических) выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

Кроме того, удержания не производят:

  • с сумм с доходов, которые рассчитывают исключительно для целей исчисления НДФЛ (например, несмотря на то, что материальная выгода является видом дохода (п. 1 ст. 210 НК РФ), в базу для удержания взысканий она не включается; это следует из самого определения материальной выгоды, признаваемой доходом исключительно для целей Налогового кодекса);
  • с доходов, полученных гражданином вне связи с осуществлением им экономической деятельности, в частности, при разовых сделках по продаже недвижимости (квартиры, земельного участка, садового домика и др.) (определение КС РФ от 17.01.2012 № 122-О-О).

Расходы на перечисление денег по исполнительным листам (комиссии банка, плата за почтовый перевод) должны производиться за счет работника (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ; ст. 109 СК РФ). При этом рассмотренные выше ограничения по размеру удержаний из заработной платы не применяются.

Очередность удержаний по исполнительному листу

При удержании средств по нескольким исполнительным листам, пришедшим на одного сотрудника, необходимо соблюдать очередность удовлетворения требований взыскателей (ст. 111 Закона № 229-ФЗ):

  • в первую очередь удовлетворяют требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
  • во вторую – требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью – требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Все прочие требования удовлетворяют в последнюю очередь.

При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяют после погашения задолженности перед предыдущей очередью в полном объеме. При наличии нескольких исполнительных листов от разных взыскателей удержания одной очереди в пределах максимального размера удержания распределяют между всеми взыскателями этой очереди пропорционально причитающимся им суммам (ч. 1-3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Индексация удержаний по исполнительному листу

Периодические платежи, установленные в твердом размере (не в процентах от заработной платы), подлежат индексации. Так, индексируются установленные периодические платежи, выплачиваемые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и др., в порядке, установленном законодательством РФ. О такой индексации организации следует издавать приказ (распоряжение), на основании которого бухгалтерия будет осуществлять индексацию (ч. 4 ст. 9 Закона № 229-ФЗ).

Кроме того, индексируются алименты, определенные в твердой денежной сумме (ст. 117 СК РФ; ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). В случае если они уплачиваются по соглашению об их уплате, то индексацию производят в соответствии с этим соглашением (ст. 105 СК РФ).

Если алименты взыскивают по решению суда в твердой сумме, то индексация производится пропорционально увеличению установленного законом прожиточного минимума для конкретного региона, в котором проживает взыскатель. Индексация производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства взыскателя. При отсутствии в субъекте РФ установленного прожиточного минимума необходимо брать данные о нем в целом по РФ (ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ).

Работодатель обязан индексировать удерживаемые с работника суммы, установленные в твердой денежной сумме, даже при отсутствии специального указания на это в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 117 СК РФ; ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ).

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, обязаны в трехдневный срок со дня выплаты переводить удержанные денежные средства взыскателю. При этом с перечисляемых сумм никакие налоги удерживать не нужно.

Таким образом, компания, получившая Постановление, должна:

  • ежемесячно начиная с даты получения Постановления удерживать суммы из заработной платы и (или) иного дохода должника;
  • производить выплаты взыскателю не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) дохода;
  • перечислять (переводить) их за счет должника;
  • в трехдневный срок сообщить судебному приставу-исполнителю и взыскателю об увольнении должника, о новом месте его работы или жительства, если оно известно, а также возвратить в отдел судебных приставов исполнительный документ с отметкой о произведенных удержаниях;
  • при взыскании алиментов по решению суда в твердой денежной сумме производить индексацию алиментов пропорционально увеличению установленного для конкретного региона МРОТ.

В компанию поступили два исполнительных листа на одного сотрудника:
– первый – на удержание алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 25% от дохода;
– второй – на содержание супруги до достижения ребенком трехлетнего возраста – в размере прожиточного минимума по субъекту РФ, в котором она проживает.

В сумме удержания по этим двум исполнительным документам будут составлять более 50% от дохода должника после удержания НДФЛ.

Так, за апрель 2017 г. работнику начислена заработная плата в размере 24 000 руб.

Сумма дохода после удержания НДФЛ:

24 000 руб. – 24 000 руб. х 13% = 20 880 руб.

Сумма удержаний по первому исполнительному листу составляет:

20 880 руб. х 25% = 5220 руб.

Предположим, что величина прожиточного минимума для трудоспособного населения на апрель 2017 г. составляет 9962 руб.

Размер удержаний по обоим исполнительным листам будет равен:

9962 + 5220 = 15 182 руб.,

то есть более половины дохода должника (более 10 440 руб.). Так как оба требования удовлетворяются в первую очередь, каждое из них должно быть удовлетворено частично.

По первому исполнительному листу:

(5220 : 15 182 х 10 440) = 3589,57 руб.,

(9962 : 15 182 х 10 440) = 6850,43 руб.

Ольга Ткач, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector